Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Дурнева С.Н., изучив кассационную жалобу представителя ФИО5 на решение мирового судьи судебного участка N 205 Тбилисского района Краснодарского края от 31 мая 2021 года и апелляционное определение Тбилисского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2021 года по гражданскому делу по иску муниципального унитарного предприятия "ЖКХ Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" к ФИО8 о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги и судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины,
УСТАНОВИЛА:
МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО6 о взыскании задолженности за поставленные коммунальные ресурсы за период с 01 октября 2016 года по 19 февраля 2021 года за вывоз твердых бытовых отходов - 16 887 рублей 12 копеек, пени - 3893 рубля 66 копеек, а также расходов по оплате государственной пошлины, указав, что между истцом и ответчиком заключен договор N 1078 на оказание транспортных услуг по вывозу твердых бытовых отходов для юридических и физических лиц от 01 ноября 2012 года, в котором указываются основные условия предоставления данной услуги. ФИО14 является абонентом МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" (лицевой счет N N). Все условия, предусмотренные договором N 1078 от 01 ноября 2012 года и действующим законодательством, истцом выполняются в полном объеме. В связи с тем, что ответчик не производит полную оплату оказанных ему коммунальных услуг за период с 01 октября 2016 года по 19 февраля 2021 года за ответчиком образовалась задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка N 205 Тбилисского района Краснодарского края от 31 мая 2021 года исковые требования МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" удовлетворены частично. Судом с ФИО7 в пользу МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 января 2018 года по 31 мая 2021 года в размере 17 088 рублей 40 копеек, из которых основной долг - 14 596 рублей, пени - 2492 рубля 40 копеек, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины - 683 рубля 54 копейки.
Апелляционным определением Тбилисского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2021 года решение мирового судьи судебного участка N 205 Тбилисского района Краснодарского края от 31 мая 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО9без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО10 ставит вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N 205 Тбилисского района Краснодарского края от 31 мая 2021 года и апелляционного определения Тбилисского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2021 года, указывая, что судебные постановления являются незаконными и необоснованными, вынесены при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 13 Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включена законодателем в состав платы за коммунальные услуги. Действие положения части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02 июня 2016 года N 175-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие после 01 января 2016 года.
Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей данного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ФИО11 проживает по адресу: "адрес", является абонентом указанного домовладения (лицевой счет N N).
На основании решения совета Тбилисского сельского поселения N 629 от 26 марта 2012 года создано МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения Тбилисского района", которое осуществляет сбор и вывоз ТБО на территории Тбилисского сельского поселения с 01 ноября 2012 года.
По данным абонентского отдела по указанному адресу зарегистрировано и проживает 4 человека. Документы о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг не предоставлялись. Сумма основного долга за период с 01 октября 2016 года по 19 февраля 2021 года составляет 16887 рублей 12 копеек.
В случае невнесения в установленный законом срок платы за коммунальные услуги, потребитель уплачивает исполнителю пеню в размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, что не освобождает потребителя от внесения платы за коммунальные услуги. Начисленная пеня за просрочку платежей составила 3893 рубля 66 копеек. Общая сумма задолженности 20 780 рублей 78 копеек.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения и муниципальных органов.
Для осуществления сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов". Под твердыми бытовыми отходами, согласно Правилам, понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и д.р.).
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований и размер оплаты данного вида услуг устанавливается органами местного самоуправления, если законодательством Российской Федерации не определен иной порядок его установления. В населенных пунктах, входящих в состав муниципальных образований, правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления распространяется не только на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но и на граждан, проживающих на данной территории и пользующихся услугами по вывозу мусора и иных отходов. За нарушение установленного уполномоченными органами местного самоуправления порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушители привлекаются к различного рода ответственности.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года - предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Согласно пункту 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Таким образом, судами установлено, что обязанность ответчика по заключению договора на вывоз ТБО предусмотрена Правилами благоустройства Тбилисского сельского поселения Тбилисского района, утвержденными Решением главы Тбилисского сельского поселения N 690 от 27 июня 2012 года.
Как следует из пункта 1.4 данной оферты, предмет договора предусматривает, что ее акцептом является осуществление первого платежа за оказанные услуги по вывозу мусора на условиях, установленных офертой. Указанная оферта содержит все необходимые и существенные условия договора оказания услуг, среди которых условия о цене, сроках оплаты, предмете договора, правах, обязанностях сторон и сроках выполнения услуги.
Таким образом, судами установлено, что оферта содержала существенные условия договора.
Материалами дела подтверждается, что истец ежемесячно направлял платежные документы для оплаты оказанных услуг по вывозу твердых бытовых отходов, размещая их в почтовом ящике жилых домов частного сектора, и осуществлял вывоз твердых бытовых отходов, в подтверждение чего последним представлены: график вывоза твердых бытовых отходов.
Оспариваемый ответчиком в рамках настоящего дела договор на оказание услуг по вывозу мусора является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, ввиду чего применению к сложившимся правоотношениям между сторонами подлежат положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
По правилам статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг; в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг; в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
В пункте 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации при этом закреплено, что исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Согласно пункту 16 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действующей на период образования задолженности) деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, деятельность по вывозу мусора является специализированной.
Факт осуществления МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" законной деятельности по сбору, транспортированию отходов в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение.
Каких-либо доказательств, подтверждающих ненадлежащее исполнение МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" обязанности по вывозу мусора, ответчиком не представлено.
Также ответчиком не представлено достоверных доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов способами, не нарушающими действующее законодательство, либо заключения соответствующих договоров с третьими лицами в спорный период, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользовался предоставляемой истцом услугой по вывозу твердых бытовых отходов при этом судами установлен факт оказания МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" Тренкеншу В.А. услуг по вывозу мусора путем сбора отходов.
Суд признал сложившиеся между сторонами правоотношения договорными в силу части 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора.
Само по себе отсутствие отдельного заключенного договора с ответчиком на оказание услуг по вывозу мусора не свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений.
Факт уклонения от уплаты услуг МУП "ЖКХ Тбилисского сельского поселения Тбилисского района" по вывозу твердых бытовых отходов ответчиком не отрицался ответчиком, размер начисленной истцом задолженности ответчиком не оспаривался.
Расчет задолженности ФИО13 по вывозу твердых бытовых отходов проверен судами и признан верным.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из установления факта наличия истцом и ответчиком договорных отношений, связанных с оказанием услуг по сбору, вывозу и дальнейшему размещению на полигоне твердых бытовых отходов, а также наличия у ответчика задолженности по оплате вышеуказанных услуг за период с 01 января 2018 года по 31 мая 2021 года.
С такими выводами согласилась и апелляционная инстанция.
Суд кассационной инстанции находит такие выводы правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела и подлежащих применению нормах материального права.
В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводятся к изложению норм права, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судами и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
решение мирового судьи судебного участка N 205 Тбилисского района Краснодарского края от 31 мая 2021 года и апелляционное определение Тбилисского районного суда Краснодарского края от 10 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО12 - без удовлетворения.
Судья С.Н. Дурнева
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.