Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Климова Юрия Николаевича, поданной через суд первой инстанции 21 апреля 2022 года, на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 января 2022 года по административному делу N 2а-582/2021 по административному исковому заявлению Климова Юрия Николаевича к территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Кяхтинский район", избирательной комиссии муниципального образования сельского поселения "Тамирское" о признании недействительными итогов голосования по выборам главы муниципального образования сельского поселения "Тамирское".
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя заинтересованного лица Доржиева А.Ж. - Дондопова В.Д, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, прокурора Кадошникова С.О, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Климов Ю.Н. обратился в Кяхтинский районный суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Кяхтинский район", избирательной комиссии муниципального образования сельского поселения "Тамирское", в котором просил отменить итоги голосования на избирательных участках N 405, 406, 407, 408, прошедшего в период с 17 сентября по 19 сентября 2021 года по выборам главы МО СП "Тамирское", признать решение избирательной комиссии МО СП "Тамирское" по выборам главы на вышеуказанных избирательных участках недействительным, признать решение территориальной избирательной комиссии МО "Кяхтинский район" об установлении общих результатов выборов главы МО СП "Тамирское" недействительным.
Также Климов Ю.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Кяхтинский район", избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение "Тамирское", в котором просил признать недействительными итоги голосования по выборам главы МО "Тамирское" на избирательных участках муниципального образования сельское поселение "Тамирское" N 405 (село Тамир), N 406 (село Шазага), N 407 (село Ивановка), N 408 (село Убур-Киреть), прошедшего в период с 17, 18, 19 сентября 2021 года, признать решение избирательной комиссии МО СП "Тамирское", которым определены итоги голосования, результаты выборов главы МО СП "Тамирское", оформленное протоколом об итогах голосования на вышеуказанных избирательных участках муниципального образования сельское поселение "Тамирское" N 405 (село Тамир), N 406 (село Шазага), N 407 (село Ивановка), N 408 (село Убур-Киреть), недействительным, признать постановление территориальной избирательной комиссии МО "Кяхтинский район" от 22 сентября 2021 года об установлении общих результатов выборов главы МО "Тамирское" недействительным.
Определением Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 30 сентября 2021 года указанные административные исковые заявления объединены в одно производство.
В обоснование требований указал, что 17, 18, 19 сентября 2021 года в муниципальном образовании сельское поселение "Тамирское", состоящего из четырех сел: Тамир, Шазага, Ивановка, Убур-Киреть, проходили выборы главы МО СП "Тамирское". Зарегистрированными кандидатами на должность главы МО СП "Тамирское" являлись три человека: Климов Ю.Н, Доржиев А.Ж, Помазанова Н.В.
Решением Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 21 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 января 2022 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе Климов Ю.Н. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении требований, указывая на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Полагает неверным вывод судов о допустимости применения избирательных бюллетеней, содержащих дополнительные линии (узоры), в отношении кандидатов Климова Ю.Н. и Помазановой Н.В, использованных на выборах главы муниципального образования сельское поселение "Тамирское", что нарушает его избирательные права.
Также указывает, что судами необоснованно не приняты во внимание нарушения требований статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", допущенные кандидатом Доржиевым А.Ж, что выразилось в осуществлении подкупа избирателей МО СП "Тамирское", и иные нарушения, допущенные при проведении выборов, в числе которых: заполнение бюллетеня некоторыми жителями в состоянии алкогольного опьянения, отсутствие камер видеонаблюдения при проведении выборов при наличии фактической возможности, физическое воздействие на некоторых жителей муниципального образования сельское поселение "Тамирское" со стороны сторонников Доржиева А.Ж. Суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в удовлетворении его ходатайства о приобщении к материалам дела письма прокуратуры Кяхтинского района от 27 октября 2021 года N, согласно которому установлен факт неисполнения главой МО "Кяхтинский район" Нимаевым Б.Ж, племянником которого является Доржиев А.Ж, обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу положений части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
При рассмотрении дела установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения "Тамирское" Кяхтинского района Республики Бурятия N 1-70С от 24 июня 2021 года были назначены выборы главы муниципального образования сельского поселения "Тамирское" Кяхтинского района Республики Бурятия на 19 сентября 2021 года.
Постановлениями N 140 от 4 августа 2021 года, N 184 от 11 августа 2021 года ТИК МО "Кяхтинский район", Климов Юрий Николаевич и Доржиев Александр Жаргалович, соответственно, зарегистрированы кандидатами на должность главы муниципального образования сельского поселения.
Протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования от 19 сентября 2021 года (избирательные участки 405, 406, 407, 408) определены количество голосов по каждому кандидату.
Протоколом избирательной комиссии МО "Кяхтинский район" о результатах выборов от 19 сентября 2021 года определено число избирателей, принявших участие в голосовании и количество голосов по каждому кандидату.
Постановлением N 224 от 22 сентября 2021 года ТИК МО "Кяхтинский район" утвержден протокол избирательной комиссии МО "Кяхтинский район" о результатах выборов главы МО СП "Тамирское", признан избранным главой МО СП "Тамирское" Доржиев А.Ж.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, влекущих признание результатов выборов недействительными, учитывая, что не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Согласно статье 77 данного Федерального закона после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Указанное согласуется с разъяснениями, данными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: до 1001 избирателя - 3 - 9 членов участковой комиссии;
Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона республики Бурятия "О выборах главы муниципального образования в республике Бурятия" на избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ участковые комиссии формируются территориальными комиссиями в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 года N 152/1137-6 утвержден Порядок формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, который определяет процедуру формирования резерва составов участковых комиссий субъектов Российской Федерации и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия N 217/2436-6 от 18.02.2021 на территориальную избирательную комиссию МО "Кяхтинский район" состава 2020-2025 годов возложены полномочия избирательной комиссии МО СП "Тамирское".
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия N233/2590-6 от 15 июля 2021 года утвержден текст информационного сообщения о приеме предложений по кандидатурам для зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий, принято решение об опубликовании информационного сообщения в газете "Бурятия", территориальным избирательным комиссиям в Республике Бурятия не позднее чем через 5 дней со дня окончания срока приема предложений по кандидатурам направить в Избирательную комиссию Республики Бурятия решения о предложении кандидатур для зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий.
В соответствии со статьей 53 Закона Республики Бурятия "О выборах главы муниципального образования в республике Бурятия" для участия в голосовании на выборах главы муниципального образования избиратель получает бюллетень. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению избирательной комиссии муниципального образования. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1, 5 процента превышать число зарегистрированных избирателей. На выборах главы муниципального образования при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее, чем за 20 дней до дня выборов. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Федеральным законом может быть предусмотрено изготовление бюллетеня в форме брошюры. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению избирательной комиссии муниципального образования в этих целях используются конверты. Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке. Справа от указанных в пунктах 5, 5.1 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат.
Аналогичные требования к избирательному бюллетеню указаны в статье 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Оценив представленные доказательства, руководствуясь указанными нормами материального права, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что нарушений процедуры проведения конкурса и избрания главы муниципального образования не допущено, нарушений, которые могли повлиять на результаты голосования, не имеется.
Доводы кассатора об обратном, в том числе о непринятии мер кандидатом Доржиевым А.Ж. для предотвращения конфликта интересов и его обязанности воздержаться от участия в выборах, о подкупе данным кандидатом избирателей, о недопустимости использования бюллетеней, содержащих дополнительные линии (узоры), а также иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Данные доводы были предметом оценки судебных инстанций и обоснованно были отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях. Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к новой оценке исследованных ранее судами доказательств, для переоценки которых оснований не имеется.
Состоявшиеся на территории местного самоуправления выборы главы МО СП "Тамирское" проведены путем всеобщего голосования, следовательно, являются результатом выражения воли населения данного муниципального образования и не могут быть отвергнуты на основе лишь доводов административного иска, поскольку представляют собой наиболее демократический способ реализации избирательного права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае такие нарушения судами не допущены, судебная коллегия полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.