Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Попова А.А, Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N22RS0068-01-2021-006459-25 по иску Коренюгина Дмитрия Ивановича к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула об оспаривании приказа, обязании поставить на учет
по кассационной жалобе Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Коренюгин Д.И. обратился в суд к ответчику с требованиями о признании приказа жалобе Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее КЖКХ г. Барнаула) N от 28 апреля 2021 г. незаконным; возложении обязанности устранить допущенные приказом нарушения прав, поставив на учет в составе семьи 4 человек в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указано, что Коренюгин Д.И. является участником ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1960-1961 годах. Истцу и его супруге К.Т.П. принадлежит на праве общей долевой собственности квартира по адресу "адрес", в которой они постоянно проживают и зарегистрированы по месту жительства. Совместно с ними в квартире проживают их дочь К.И.Д. и внук К.П.В.
Истец обратился в КЖКХ г. Барнаула с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения мер социальной поддержки на основании Закона РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Приказом КЖКХ г. Барнаула от 23 сентября 2019 г. N Коренюгину Д.И. в признании нуждающимся в жилом помещении отказано по причине не подтверждения отсутствия обеспеченности учетной нормой жилой площади на члена семьи, ввиду отсутствия документов, подтверждающих проживание внука К.П.В. в качестве члена семьи заявителя.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 2 октября 2020 г, К.П.В. признан членом семьи Коренюгина Д.И. с возложением на КЖКХ г. Барнаула обязанности повторно рассмотреть заявление Коренюгина Д.И. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решение суда вступило в законную силу 17 февраля 2021 г.
Приказом КЖКХ г. Барнаула N от 28 апреля 2021 г. Коренюгину Д.И. повторно отказано в признании нуждающимся в жилом помещении с указанием того, что для категории граждан, указанных в п.4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не предусмотрены.
Коренюгин Д.И. просил суд признать приказ КЖКХ г. Барнаула N от 28 апреля 2021 г. незаконным, возложить на ответчика обязанность устранить нарушение его прав, поставив на учет в составе семьи из 4 человек в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 марта 2022 г, исковые требования удовлетворены частично.
Приказ КЖКХ г. Барнаула от 28 апреля 2021 г. N признан незаконным. На КЖКХ г. Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Коренюгина Д.И. о признании нуждающимся в жилом помещении. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С КЖКХ г. Барнаула в пользу Коренюгина Д.И. взысканы расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
КЖКХ г. Барнаула подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права. Ссылаясь на ст.ст.13-15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г, указывают, что представленное Коренюгиным Д.И. удостоверение серии N от 6 марта 2019 г. не дает истцу право на такую меру социальной поддержки, как обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, предусмотренную Федеральным законом "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Полагают, что Коренюгин Д.И. имеет право на обеспечение жилой площадью при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть путем предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда при признании его малоимущим. При этом вывод суда о том, что признание истца малоимущим в данном случае не имеет правового значения и не может служить основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участника ликвидации последствий аварии в 1957 г, является необоснованным.
В настоящее время Коренюгин Д.И. органом местного самоуправления малоимущим не признавался, с заявлением о признании его малоимущим не обращался.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами обеих инстанций при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривается.
Обосновывая свои требования истец основывал на необходимости признания его нуждающимся в жилых помещениях согласно установленных норм Жилищного кодекса РФ для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствие с Федеральным Законом N1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 г, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такой порядок определен в Жилищном Кодексе Российской Федерации (далее ЖК РФ), а также законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют определенные категории граждан Российской Федерации, в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие па учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15. 16. 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" па граждан из подразделений особого риска.
В силу п. 3 и п. 4 ст. 13 Закона РФ 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (п. 3);
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения (п. 4).
В соответствии со ст. 15 указанного Закона РФ гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды обеих инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что Коренюгин Д.И. относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку его право па такое обеспечение предусмотрено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Доводы кассационной жалобы, о том, что Коренюгин Д.И. имеет право на обеспечение жилой площадью при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, а именно путем предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда при признании его малоимущим подлежат отклонению.
Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы, в том числе и вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", подлежат обеспечению жильем по специальным основаниям, предусмотренным названным законом.
Закон Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" не предусматривает специальных правил постановки на учет нуждающихся в жилом помещении для лиц, из числа тех, на которых распространяется Закон РФ от 15 мая 1991 года N1244-1. При этом общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предусмотренный п.2 ст.49 ЖК РФ и законодательством Алтайского края, на данную категорию не распространяется.
Приведенные выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии не усматривается. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств судами допущено не было.
Как усматривается из содержания кассационной жалобы, возражения ее подателей сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной судами первой и второй инстанций, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств и означает, что правильные по существу судебные постановления не могут быть отменены по одним только формальным соображениям.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.