Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Гылкэ Д.И., судей Колпаковой А.В., Солдатовой С.В., при ведении протокола помощником судьи Веретенниковой В.В., рассмотрела административное дело N 3а-7/2022 (УИД 30OS0000-01-2021-000302-03) по апелляционной жалобе Службы по тарифам Астраханской области на решение Астраханского областного суда от 17 марта 2022 г. по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" о признании недействующим постановления Службы по тарифам Астраханской области от 3 сентября 2021 г. N 23 "Об установлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ОГРН 1027700430889) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя".
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, пояснения представителя административного ответчика Службы по тарифам Астраханской области Буйлова В.В, поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" Зыряновой Н.С, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области N 23 от 3 сентября 2021 г. для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ОГРН N) установлены согласно приложению тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; действующие со дня официального опубликования по 31 декабря 2021 г.
Данное постановление опубликовано на портале правовой информации (www.pravo-astrobl.ru) и в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области N 35 от 9 сентября 2021 г.
ООО "Астраханские тепловые сети" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия постановления службы по тарифам Астраханской области N 23 от 3 сентября 2021 г. "Об установлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ОГРН N) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя" (далее также - Постановление N 23 от 3 сентября 2021 г.) как несоответствующего статьям 7, 9, 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 и нарушающим права и законные интересы административного истца.
Решением Астраханского областного суда от 17 марта 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Постановление службы по тарифам Астраханской области от 3 сентября 2021 г. N 23 "Об установлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ОГРН N) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя" признано недействующим со дня его принятия.
Со Службы по тарифам Астраханской области в пользу ООО "Астраханские тепловые сети" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В апелляционной жалобе Служба по тарифам Астраханской области считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу первый заместитель прокурора Астраханской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещались электронной и заказной почтой, а также путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном интернет-сайте суда.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом первой инстанции правильно было определено, что государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013г. N 760-э.
В соответствии с пунктами 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 часть 2 статья 5, пункт 1 часть 3 статья 7 и подпункты 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Астраханской области является Служба по тарифам Астраханской области (далее также - Служба, Тарифный орган), полномочия которой на установление соответствующих тарифов в сфере теплоснабжения закреплены Положением, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 6 апреля 2005 г. N 49-П.
Согласно пункту 2.1.4.13 Положения "О службе по тарифам Астраханской области" Служба осуществляет полномочия, установленные Законом о теплоснабжении.
Ввиду применения оспариваемого нормативного правового акта к истцу, судом первой инстанции в судебном решении обоснованно сделан вывод, что последующее признание тарифным органом согласно Постановления от 8 декабря 2021 г. N 105 оспариваемого Постановления N 23 от 3 сентября 2021 г. утратившим силу с 1 января 2022г. не влечет прекращение производства по делу в силу части 11 статьи 213 КАС РФ.
В силу пункта 5 части 2 статьи 7 Закона о теплоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования в сфере теплоснабжения запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получает от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения тарифов, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Предметом оспаривания является постановление службы по тарифам Астраханской области N 23 от 3 сентября 2021 г. "Об установлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ОГРН N) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя".
Изучив и исследовав представленные административным ответчиком доказательства наличия полномочий, проверив соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что, оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным органом в пределах компетенции, порядок его принятия и опубликования соблюден.
По данным основаниям решение суда не оспаривается, более того административный ответчик настаивает на том, что Службой соблюдены все процедуры принятия нормативного правового акта. Доводы апелляционной жалобы тарифного органа построены на несогласии с оценкой суда в части признания несоответствия Постановления N 23 от 3 сентября 2021 г. актам, имеющим большую юридическую силу.
Удовлетворяя требования административного истца и признавая недействующим Постановление N 23 от 3 сентября 2021 г. суд пришел к выводу, что тарифным органом при установлении тарифа не были должным образом проанализированы представленные документы, подтверждающих владение теплосетевой организацией на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями, распложенными по адресам: "адрес".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. С доводами апелляционной жалобы об обратном согласиться не представляется возможным, поскольку они основаны на неверной оценке обстоятельств дела и неправильном истолковании норм права.
Согласно пунктам 5, 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении, под теплосетевой организацией понимается организация или индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями, с использованием которых они оказывают услуги по передаче энергии.
В соответствии с пунктом 15 Правил регулирования предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых документов.
К заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подпункт "а" пункта 16 Правил).
Таким образом, обязательным основанием для установления тарифа является наличие у организации во владении и пользовании имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности.
Как верно установлено в решении суда, ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России, осуществляющее, в том числе деятельность по оказанию транспортировки по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя, 7 июля 2021 г. обратилось в службу по тарифам Астраханской области с заявлением об установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2021 год методом экономически обоснованных расходов (затрат), с приложением обосновывающих материалов.
Приказом службы по тарифам Астраханской области от 19 июля 2021 г. N 239 открыто тарифное дело.
Постановлением от 3 сентября 2021 г. N 23 ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя согласно приложению, которые действуют со дня официального опубликования до 31 декабря 2021 г.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в ходе судебного заседания доводы административного ответчика о доказанности факта владения ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России тепловыми сетями по "адрес", и по "адрес", не нашли своего подтверждения.
Признаются верными и выводы суда о том, что несмотря на то, что в представленных документах содержалась разная протяженность линий теплоснабжения, между тем в постановлении было необоснованно указана неподтвержденная длина сетей в размере 80 метров по "адрес" метров по "адрес".
Доводы апелляционной жалобы об обратном опровергаются материалами дела.
Так, в качестве доказательств владения имуществом - тепловыми сетями ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России регулятору представлены: приказ Министерства обороны РФ от 2 марта 2017 г. N N "О создании ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России", акт приема-передачи недвижимого имущества объектов теплового хозяйства N N от 31 марта 2017 г, приказ Департамента имущественных отношений Минобороны России от 28 апреля 2017 г. N N с приложением N N перечня недвижимого имущества; первичные бухгалтерские документы.
На заседании коллегии службы по тарифам Астраханской области 3 августа 2021 г. принято решение о продлении экспертизы, в том числе в связи с необходимостью установления границ балансовой принадлежности сетей.
По запросу Службы ООО "Астраханские тепловые сети" представлены: выписка из ЕГРН в отношении объекта - тепловой магистральной теплосети, в том числе по "адрес"; решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 августа 2017г. о признании права собственности на тепловые магистральные сети; определение Арбитражного суда Астраханской области от 29 августа 2006 г. об утверждении мирового соглашения; документы о передаче тепловой сети в порядке правопреемства в связи с реорганизацией юридических лиц, технический паспорт.
Согласно акту обследования от 17 ноября 2021 г, выполненного ООО "Астраханские тепловые сети", протяженность тепловых сетей по "адрес", фактически составляет - 15, 2 м, по "адрес" - 15 м.
Согласно представленным документам ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ и документам, имеющихся в службе по тарифам имелась не устранённая неопределенность в переданном имуществе.
В частности, в приказах, в актах приема-передачи и в инвентарных карточках учета нефинансовых активов не содержались необходимые идентифицирующие признаки передаваемых в оперативное управление тепловых сетей.
Например, в приказе Министерства обороны РФ от 2 марта 2017 г. N N при создании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, не разрешен вопрос о передаче имущества.
В приказе Департамента имущественных отношений Минобороны России от 28 апреля 2017 г. N N не указана протяженность, диаметр, инвентарный номер тепловых сетей.
В акте приема передачи нефинансовых активов от 4 июня 2017 г. наименование признаков, характеризующих объектов не согласуется с приложением N N к приказу от 28 апреля 2017г. N N.
В актах приема передачи недвижимого имущества объектов теплового хозяйства N N от 31 марта 2017 г. не отражены сведения о диаметре тепловых сетей.
В инвентарных карточках учета нефинансовых активов отражены несоответствующие сведения о протяженности тепловой сети.
В приложении к акту приема-передачи недвижимого имущества объектов теплового хозяйства N N от марта 2017 г. указано, что сети передаются сторонней генерации, протяженностью 88м. ("адрес") и 80 м ("адрес").
В актах совместного обследования, актах разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, отражена иная протяженность сетей - 15 м. ("адрес"), 15, 2 м ("адрес").
Из пояснений допрошенных судом в ходе судебного заседания сотрудников ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России, следует, что при подаче заявки точная протяженность сетей не определялась, надлежащих документов, подтверждающих их действительную протяженность, не имеется.
Как следует из постановления Службы от 18 декабря 2020 г. N 159 для иного юридического лица, а именно для ООО "Астраханские тепловые сети", был утвержден тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на территории Астраханской области. В составе тарифной заявки общество представляло документы, подтверждающие право собственности на тепловые сети, в том числе по адресу: "адрес", аналогичные направленным по запросу службы при рассмотрении заявления ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России.
Установленная административным ответчиком для ООО "Астраханские тепловые сети" необходимая валовая выручка, включала в себя затраты на обслуживание и эксплуатацию тепловых сетей по "адрес", и по "адрес".
Исходя из этого, с учетом имеющихся сомнений в юридически значимых обстоятельствах, органу регулирования с учетом положений пункта 11 статьи 2 Закон о теплоснабжении необходимо было проверить все представленные документы, провести их анализ и при необходимости запросить недостающие документы и материалы.
Однако административным ответчиком данные обязанности не выполнены.
Экспертное заключение анализа представленных административным истцом доказательств не содержит.
Документы, содержание которых позволило бы установить предусмотренные законом сведения и восполнить таким образом недостатки административного иска, к материалам тарифного дела также не приложены.
Более того, как следует из протокола заседания коллегии от 3 сентября 2021 г. N 39 на этапе рассмотрения заявки, представленные документы не позволили экспертной группе сделать вывод о принадлежности тепловых сетей по "адрес", не установлен потребитель и владелец тепловой сети, ведущей в дому по "адрес". Тем не менее несмотря на имеющиеся разночтения, при вынесении оспариваемого Постановления, тарифным органом принята в полном объеме протяженность тепловых сетей, заявленная Обществом, что подтверждается Приложением N N к Экспертному заключению Службы от 10 декабря 2020 г.
Все эти обстоятельства указывают на формальный подход при установлении тарифа для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, поскольку административным ответчиком не дана надлежащая оценка сведениям открытого доступа и представленным по запросу документам, в том числе выписке из ЕГРН недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, решениям арбитражных судов, акту раздела балансовой и эксплуатационной ответственности, техническим паспортам на тепловые сети, письменным пояснениям ООО "Астраханские тепловые сети", в которых указывалось, какими сетями владеет ООО "Астраханские тепловые сети", какие поставлены на балансовый учет и на какие претендует как законный владелец.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит ст. ст. 2, 7, 8, 13, 15 и 16 Федерального закона "О теплоснабжении".
Доводы апелляционной жалобы о том, что принятое по делу решение о признании тарифа недействующим, затрагивает права и законные интересы других лиц, не могут повлиять на итог решения по делу, поскольку предметом спора является проверка нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля.
Установление судом несоответствия оспариваемого правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, является достаточным основанием для признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части (под. 1 и. 2 ст. 215 КАС РФ).
Иные доводы административного ответчика, изложенные в апелляционной жалобе идентичны доводам, изложенным в отзыве на заявленные истцом исковые требования, а судом дана им надлежащая оценка и обосновано отклонены.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского областного суда от 17 марта 2022 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.