Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печуриной Ю.А, судей Солдатовой С.В, Артамоновой Т.А, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 3а-230/2022 (УИД 23OS0000-01-2021-001455-17) по административному исковому заявлению Литвиновой Надежды Григорьевны о признании недействующими пунктов 2662, 2717 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008, пунктов 2941, 3011 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043, пунктов 2891, 2958 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года N 2837, пунктов 2826, 2894 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 2752, по апелляционной жалобе представителя административного истца Литвиновой Надежды Григорьевны - Славгородского Дмитрия Анатольевича, апелляционному представлению прокурора прокуратуры Краснодарского края Клетного В.Б. на решение Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2022
г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, объяснения представителя административного истца Славгородского Д.А, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Буренкова Д.Л, возражавшего по апелляционным жалобе и представлению прокурора, прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего, что решение суда подлежит отмене в части, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. N 3008, от 26 декабря 2018 г. N 3043, от 27 декабря 2019 г. N 2837, от 28 декабря 2020 г. N 2752 утверждены перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 г, 2019 г, 2020 г, 2021 г, соответственно (далее - Перечень на 2018 г, Перечень на 2019 г, Перечень на 2020 г, Перечень на 2021 г.).
Пунктами 2662, 2717 Перечня на 2018 г, пунктами 2941, 3011 Перечня на 2019 г, пунктами 2891, 2958 Перечня на 2020 г, пунктами 2826, 2894 Перечня на 2021 г. в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Литвинова Н.Г, являющаяся собственником вышеуказанных объектов недвижимости, обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов, обосновывая требования тем, что здания не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает ее права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Оспариваемые пункты, за исключением пункта 2894 Перечня на 2021 г. (в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N), признаны не действующими со дня принятия нормативных правовых актов.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, в апелляционном представлении участвовавший в деле прокурор просят решение суда в части отказа в удовлетворении административного искового заявления отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Административный истец, представитель заинтересованного лица администрации Краснодарского края, будучи извещенными судом апелляционной инстанции о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимали, об отложении судебного разбирательства - не ходатайствовали.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечня на 2018 г, Перечня на 2019 г, Перечня на 2020 г, Перечня на 2021 г. (в части включения объекта недвижимости с кадастровым номером N), в их оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения соответствующих зданий в оспариваемые Перечни.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определенных в пунктах 3 и 4 названной статьи, соответственно.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно материалам дела, принимая Перечень на 2018 г, Перечень на 2019 г, Перечень на 2020 г, Перечень на 2021 г, административный ответчик в оспариваемых частях исходил из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено здание с кадастровым номером N, с наименованием, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, административное здание, "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, искусства, религии"; из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено здание с кадастровым номером N, с наименованием, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, административное здание с пристройкой, подвалом и входом в подвал, "для обслуживания административного здания" - до 28 октября 2020 г, и из вида его разрешенного использования "предпринимательство", сведения о котором изменены с указанной даты.
Не соглашаясь с приведенной позицией, за исключением действий административного ответчика по включению здания с кадастровым номером N в Перечень на 2021 г, суд первой инстанции правильно указал, что соответствующие виды разрешенного использования земельных участков "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, искусства, религии" и "для обслуживания административного здания" не предполагают размещение на на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил отсутствие результатов установления фактического использования спорных зданий, позволивших бы установить наличие предусмотренных законом оснований для их включения во все оспариваемые перечни, равно как и предусмотренных законом сведений технической документации, достаточных для принятия соответствующих решений.
Судебная коллегия, исходя из анализа имеющейся в деле копии технического паспорта на объект недвижимости с кадастровым номером N, составленного по состоянию на 9 января 2007 г, и дополнительно представленной суду апелляционной инстанции копии технического паспорта на объект недвижимости с кадастровым номером N, составленного по состоянию на 21 июня 2017 г, соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, поскольку назначение помещений спорных зданий "подвальное помещение", "кабинет", "коридор", "помещение", соответственно, не позволяют их отнести к объектам недвижимости, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу об ошибочности суждения суда первой инстанции о правомерности включения в Перечень на 2021 г. здания с кадастровым номером N (пункт 2894), исходившего из того, что на момент его утверждения вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено - "предпринимательство" - позволял отнести его соответствующим объектам налогообложения.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7).
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.
Согласно положениям названного федерального нормативного правового акта вид разрешенного использования земельного участка предпринимательство (код 4.0) - это размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, содержание данного вида включает в себя 18 самостоятельных видов разрешенного использования земельного участка, в том числе наряду с такими видами как объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2); рынки (код 4.3); магазины (код 4.4); общественное питание (код 4.6), безусловно предусматривающие размещение объектов торговли и общественного питания, деловое управление (4.1); банковская и страховая деятельность (4.5); гостиничное обслуживание (4.7); развлечения (4.8); развлекательные мероприятия (4.8.1); проведение азартных игр (4.8.2); служебные гаражи (4.9); объекты дорожного сервиса (4.9.1); заправка транспортных средств (4.9.1.1); обеспечение дорожного отдыха (4.9.1.2); выставочно-ярмарочная деятельность (4.10), описание которых не предусматривает размещение на земельных участках ни офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, ни объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Аналогичная, по существу, регламентация данного вида разрешенного использования земельных участков закреплена и в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утверждённом приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, зарегистрированным в Минюсте России 15 декабря 2020 г.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка "предпринимательство" также не позволяет сделать однозначный вывод, что он предусматривает размещение объектов, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
При таком положении спорное здание с кадастровым номером N не могло быть включено в Перечень на 2021 г, в связи с чем, обжалуемое решение суда в соответствующей части подлежит отмене на основании пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ, с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2022 г. отменить в части отказа в признании недействующим пункта 2894 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Принять в отмененной части новое решение, признать недействующим со дня принятия пункт 2894 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 июля 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.