Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печуриной Ю.А, судей Солдатовой С.В, Артамоновой Т.А, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-514/2022 (УИД 23OS0000-01-2022-000115-76) по административному исковому заявлению Цвиринько Владимира Тимофеевича о признании не действующим в части приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 4 марта 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Солдатовой С.В, объяснения представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края - Буренкова Д.Л, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного истца Цвиринько В.Т. - Зафирова С.В, возражавшего по апелляционной жалобе, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 г. (далее - перечень на 2022 г, Перечень).
Согласно пунктам 65445, 65447, 65449, 65455, 65456 Перечня нежилые помещения: с кадастровым номером N, площадью 22, 7 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 35, 6 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 25, 2 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 27, 6 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 23, 8 кв.м, расположенные по адресу: "адрес", являются объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Цвиринько В.Т, являющийся собственником помещений, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов, обосновывая требования тем, что помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 4 марта 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признаны недействующими пункты 65447, 65449, 65455, 65456 вышеуказанного Перечня.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения участвовавшего в деле прокурора, представителя административного истца Штомпель А.Н.
Административный истец о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещен своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на данные доводы, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе помещение (подпункт 6 пункта 1 названной статьи).
Налоговая база в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 поименованной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В пунктах 1 и 2 названной статьи федеральный законодатель назвал два самостоятельных вида недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, подлежит включению в Перечень, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); предназначено для использования или фактически используется в перечисленных целях (подпункты 2 указанных пунктов).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Из материалов административного дела следует, что Цвиринько В.Т. является собственником вышеуказанных нежилых помещений, расположенных в здании с кадастровым номером N, имеющем назначение "многоквартирный дом".
Как следует из представленной стороной административного ответчика позиции, спорные помещения включены в перечень на 2022 г. как помещения, предназначенные для размещения офисов, исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о наименованиях помещений - "офис" (выписки от 11 февраля 2021 г.) и данных технических паспортов на них, составленных по состоянию на 17 мая 2010 г, согласно которым, назначением частей каждого из помещений, площадью более 20% от общей площади помещений, является "офис".
Проверяя соответствие содержания Перечня в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, за исключением объекта недвижимости с кадастровым номером N, поскольку в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, представленными Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю спорные объекты недвижимости по состоянию на 8 декабря 2021 г. (помещения с кадастровыми номерами N и N) и 9 декабря 2021 г. (помещения с кадастровыми номерами N и N) имели наименование помещение N 13, помещение N 14, помещение N 17, помещение N 12, соответственно.
Судебная коллегия находит приведенные суждения суда первой инстанции правильными, основанными на верном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащих административному истцу помещений, за исключением помещения с кадастровым номером N, условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в перечень объектов недвижимого имущества на 2022 г, не представлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 4 марта 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.