Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Солдатовой С.В, Колпаковой А.В.
при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Ростовского областного суда дело N 3а-48/2022 (УИД 61OS0000-01-2021-000422-32) по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 3 декабря 2021 г. N 64/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2021 года" по апелляционной жалобе административного ответчика Региональной службы по тарифам Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 25 февраля 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, объяснения представителей административного ответчика Вербицкого Е.А, Колоткова М.В, поддержавших апелляционную жалобу, объяснения представителей административного истца Кириченко А.А, Бушминой Е.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 3 декабря 2021 года N 64/2 установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" ГУП РО "УРСВ" для потребителей филиалов "Белокалитвинский" и "Орловский" (тариф на питьевую воду) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2021 г. (приложение к постановлению). Постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) 07 декабря 2021 г. (номер публикации 6145202112070004 - т.1 л.д. 139).
Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее также ГУП РО "УРСВ"), оказывающее услуги по водоснабжению и водоотведению, обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 3 декабря 2021 года N 64/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2021 года".
Требования мотивированы тем, что Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее также РСТ по Ростовской области) в нарушение положений Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования) и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания), при корректировке тарифов на 2021 год неверно произвела расчёт по филиалу "Белокалитвинский" при определении результатов деятельности регулируемой организации по итогам отчетного периода (тариф на питьевую воду) в части фактических расходов на приобретение электрической энергии; при корректировке тарифов на 2021 год по филиалу "Орловский" необоснованно исключила фактические расходы за 2019 год и плановые затраты на 2021 год на приобретение топлива, а также по статье "Амортизация"; необоснованно учла величины сглаживания по указанным филиалам.
Решением Ростовского областного суда от 25 февраля 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено. Признано не действующим со дня принятия постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 3 декабря 2021 г. N 64/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2021 года". С Региональной службы по тарифам Ростовской области в пользу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" взысканы 4500 руб. в счет возмещения расходов, понесенных на уплату государственной пошлины при подаче административного искового заявления.
С принятым решением не согласилась Региональная служба по тарифам Ростовской области, подав апелляционную жалобу, в которой полагает решение суда подлежащим отмене, как принятое при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушении норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы представлены письменные возражения административного истца и участвующим в деле прокурором.
Проверив материалы дела, изучив материалы тарифного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия соглашается с выводами суда, изложенными в обжалуемом решении, по следующим основаниям.
Региональной службой по тарифам Ростовской области 20 декабря 2018 г. принято постановление N 85/27 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467) на 2019-2023 годы".
18 декабря 2020 г. Региональной службой по тарифам Ростовской области принято постановление N 54/52 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467), на 2021 год". В пункте 1 постановления установлены тарифы на 2021 год с учётом корректировки, согласно приложению к постановлению.
В пункте 1 приложения к постановлению N 54/52 приведены утверждённые органом регулирования тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" для филиала "Белокалитвинский", а в пункте 2 - тарифы в сфере холодного водоснабжения для филиала ГУП РО "УРСВ" "Орловский" на 2021 год с учётом корректировки.
Решением Ростовского областного суда от 19 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2021 г, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. N 54/52 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467) на 2021 год", в части размеров тарифов, установленных в пунктах 1 и 2 приложения к постановлению. На Региональную службу по тарифам Ростовской области возложена обязанность принять замещающий нормативный правовой акт.
Оспариваемым постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 3 декабря 2021 года N 64/2 установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" для потребителей филиалов "Белокалитвинский" и "Орловский" (тариф на питьевую воду) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2021 года (приложение к постановлению).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду и водоотведение, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по основаниям нарушения процедуры принятия и введения в действие не оспаривается.
Во исполнение решения Ростовского областного суда от 19 июля 2021 года по административному делу N 3а-142/2021 уполномоченным РСТ подготовлены дополнительные заключения от 22 ноября 2021 г. в рамках открытого тарифного дела об установлении одноставочных тарифов в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения на 2021 год, поставляемые ГУП РО "УРСВ" потребителям Белокалитвинского района, а также ГУП РО "УРСВ" филиал "Орловский" потребителям Орловского, Ремонтненского, Зимовниковского, Дубовского, Семикаракорского, Волгодонского районов с применением метода индексации.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности действий тарифного органа при принятии оспариваемого по настоящему административному делу тарифного решения, исключившего в полном объеме как фактические, так и плановые затраты по статье "Амортизация", ввиду несоответствия представленных документов требованиям законодательства.
Приведенный вывод суда в обжалуемом решении подробно мотивирован и соответствует материалам тарифного дела.
Правильно установив фактические обстоятельства дела и применив положения пункта 90 Методических указаний, пункта 73 Основ ценообразования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого тарифного решения в части пересмотра показателя величины изменения необходимой валовой выручки, определяемого на очередной год тарифного регулирования, производимого в целях сглаживания тарифов. Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, отмечая, что несмотря на отсутствие в решении суда, давшего оценку предыдущему тарифному решению, указания на необходимость сглаживания не исключает возможность использования органом регулирования такого механизма при принятии замещяющего нормативного правового акта в соответствии с вышеприведенными положениями Основ ценообразования и Методических указаний.
Признавая оспариваемое постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 3 декабря 2021 г. N 64/2 недействующим, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии его положений выводам, изложенным в решении Ростовского областного суда от 19 июля 2021 г. по административному делу N 3а-142/2021, имеющим преюдициальное значение, подлежащем исполнению в силу требований части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также о его противоречии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в части произведенного перерасчета фактических расходов на приобретение электрической энергии и неучета в полном объеме фактических затрат за 2019 г. на приобретение топлива по филиалу "Орловский".
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться в приведенной части с судом первой инстанции, который обоснованно исходил из того, что при рассмотрении дела N 3а-142/2021 судом было установлено, что расчет расходов на приобретение электроэнергии произведен органом регулирования с учетом фактического значения показателя удельного расхода электроэнергии 1, 822 кВт ч/куб.м вместо утвержденного в качестве долгосрочного параметра регулирования в размере 2, 196 кВт ч/куб.м, в связи с чем, в судебном акте со ссылкой на положения пункта 64 Основ ценообразования РСТ по Ростовской области было указано на необходимость пересмотра расходов на приобретение электрической энергии по холодному водоснабжению с учетом удельного расхода электрической энергии, установленного в качестве долгосрочного параметра регулирования.
Производя расчёты при принятии оспариваемого в настоящем административном деле тарифного решения, орган регулирования, определяя разницу между плановой величиной затрат на 2019 г. и фактической величиной затрат, неправомерно рассчитал последний показатель (фактической величины затрат) с учетом фактического удельного расхода электроэнергии, не соответствующего удельному расходу электрической энергии, утвержденному в качестве долгосрочного параметра регулирования. Оценка такому подходу дана судом в вышеуказанном решении от 19 июля 2021 г, равно как и в решении суда, анализируемом по настоящей апелляционной жалобе, отметившего, что из содержания приложений NN 1, 2 к заключению, на основании которого принято постановление РСТ N 54/52 от 18 декабря 2020 г, а также к дополнительному заключению следует, что фактические расходы Организации на приобретение электрической энергии в тарифе на питьевую воду превышают плановую величину затрат, учтенных при установлении тарифов на 2019 год, что свидетельствует об отсутствии дохода, образовавшегося как разница между указанными величинами. При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика являются несостоятельными, основанными на неверном толковании положений пункта 16 Основ ценообразования.
Суд первой инстанции, анализируя позицию административного ответчика, занятую им при расчёте затрат на приобретение топлива, обоснованно установил, что предприятием представлены договоры поставки газа N 43-3-47071/19, N 43-3-47071/19-Н_К, N 43-3-47071/19-Н_Р от 17 сентября 2018 г. с указанием точек поставки (х. Рябичев Волгодонского района, с. Дубовское Дубовского района, ст. Романовская Волгодонского района, х. Потапов) и проектной мощности оборудования в точках поставки, договоры с АО "Ростовтоппром" от 10 октября 2018 г. и от 2 октября 2019 г. поставки угля, отчёты по проводкам за 2019 г. с приложением товарных накладных и (или) счет-фактур, оборотно-сальдовая ведомость за 2019 г. Как установлено судом по делу N 3а-142/2021, в производственной программе указана обслуживаемая территория филиала "Орловский" с перечнем районов и населенных пунктов, в договорах поставки газа указаны точки подключения, что позволяет соотнести их с территориями, на которых осуществляет деятельность Орловский филиал ГУП РО "УРСВ", концессионные соглашения, представленные Организацией, содержат перечень имущества, товарные накладные и положения представленного в тарифное дело Положения об учётной политике для целей бухгалтерского и налогового учёта на 2019 год, утвержденного приказом Генерального директора ГУП РО "УРСВ" N 195 от 19 декабря 2018 года, дают основания к определению экономически обоснованного объёма расходов.
Доводы административного ответчика, представленные по настоящему спору, о невозможности установления из представленных документов объема топлива противоречат ранее представленным выводам суда, изложенным в решении от 19 июля 2019 г.
Позиция административного ответчика, изложенная им по существу доводов апелляционной жалобы, повторяет позицию стороны, изложенную в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка, и не указывает на наличие оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского областного суда от 25 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в порядке, установленном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 июля 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.