Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Бутковой Н.А, Белоногого А.В, с участием прокурора Капсамун И.С, при секретаре - помощнике судьи Михайловой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-11/2022 по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Тюменского областного суда от 2 марта 2022 года, которым административное исковое заявление Тюменского областного союза северных потребительских обществ о признании не действующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого распоряжением Правительства Тюменской области от 3 декабря 2018 года N 1500-рп, и Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого распоряжением Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 года N 1573-рп, удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области Бровко Г.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Тюменского областного союза северных потребительских обществ Шалатова Е.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
3 декабря 2018 г. Правительством Тюменской области принято распоряжение N 1500-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение N 1500-рп), которое опубликовано 5 декабря 2018 г. на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 Распоряжения N 1500-рп утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в который в пункте 85 включено нежилое здание с кадастровым номером 72:23:0219002:378, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул.Пржевальского, д. 36 (далее - Нежилое здание).
27 ноября 2019 г. Правительством Тюменской области принято распоряжение N 1573-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение N 1573-рп), которое опубликовано 29 ноября 2019 г. на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 Распоряжения N 1573-рп утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в который в пункт 83 включено Нежилое здание.
Тюменский областной союз северных потребительских обществ, являясь собственником помещений в Нежилом здании, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующими пункт 85 Перечня, утверждённого Распоряжением N 1500-рп, и пункт 83 Перечня, утверждённого Распоряжением N 1573-рп, поскольку указанное в них здание не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение здания в указанные перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Тюменского областного суда от 2 марта 2022 года административное исковое заявление удовлетворено, признаны не действующими со дня принятия пункт 85 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого Распоряжением N 1500-рп, и пункт 83 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого Распоряжением N 1573-рп.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Тюменской области просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Правительства Тюменской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введению его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечней в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришёл к выводу о неправомерности включения Нежилого здания в оспариваемые перечни.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Тюменской области налог на имущество организаций введён Законом Тюменской области от 27 ноября 2003 г. N 172 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Тюменской области).
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона Тюменской области налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 кв. м и помещений в них, введённых в эксплуатацию до 1 января 2013 года, включённых в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу приведённых предписаний федерального и регионального законодательства в перечни подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как установлено судом, Нежилое здание имеет назначение - нежилое, расположено на земельном участке с видом разрешённого использования - под нежилое строение (учрежденческое).
Данный вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, включающий помещения, принадлежащие административному истцу, не тождественен виду разрешённого использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Данное Нежилое здание Правительством Тюменской области включено в перечни, составление которых предусмотрено пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании документов технического учета, а именно технического паспорта здания.
Согласно позиции Департамента имущественных отношений Тюменской области вывод об использовании для размещения офисов основан на том, что в соответствии с данными технического паспорта Нежилое здание имеет использование - учрежденческое и под эти цели используется 4740, 3 кв.м, что составляют 91, 92 процента от общей площади здания и соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя данные доводы и признавая их необоснованными, суд первой инстанции правильно исходил из того, что понятие наименование "офис" не тождественно наименованию "кабинет", и имеющаяся в техническом паспорте запись об общей площади учрежденческих помещений также не позволяет установить идентичность понятий этих наименований и охарактеризовать их использование как офисное.
Из технической документации в отношении исследуемого здания, представленной в материалы дела, не следует, что кабинеты, расположенные в нем, соответствуют критериям офисов. На наличие иной технической документации, позволяющей однозначно квалифицировать данные помещения в качестве офисных, административный ответчик не ссылался.
Довод административного ответчика о фактическом использовании помещений в здании для размещения офисов, обоснованно не принят судом во внимание, поскольку включение Нежилого здания в оспариваемые в части перечни осуществлено Правительством Тюменском области исключительно на основании данных технической инвентаризации, при этом фактическое обследование помещений в здании не осуществлялось.
Площадь, обозначенная в техническом паспорте объекта, как предназначенная для использования под размещение торговых площадей составляет 48, 2 кв.м, под объекты общественного питания - 368, 4 кв.м, что, при общей площади Нежилого здания 5156, 9 кв.м, составляет менее 20 процентов, установленной статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что назначение Нежилого здания "учрежденческое", в совокупности с наличием в его составе таких помещений, как кабинеты, является самостоятельным основанием для включения его в перечни, поскольку такое назначение (наименование) здания без установления наличия конкретных помещений, которые могут быть отнесены к критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, площадь которых составила бы более 20 процентов от общей площади здания, не позволяет отнести его к административно-деловому или коммерческому.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 марта 2021 года N 374-О административно-деловой центр в целях истолкования и применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется согласно подпункту 2 пункта 3 этой статьи в том числе по признакам его предназначения (для делового, административного или коммерческого использования), которое выражается в том, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений, составляющих не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Такими признаками спорные помещения в Нежилом здании по данным документов технического учета не обладают.
Иных достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения Нежилого здания к объектам недвижимости, отвечающим одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Тюменской области, на котором в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежало бремя доказывания законности оспариваемых актов, не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для признания пункта 85 Перечня, утверждённого Распоряжением N 1500-рп, и пункта 83 Перечня, утверждённого Распоряжением N 1573-рп, недействующими с момента принятия ввиду их противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и об удовлетворении административного иска.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тюменского областного суда от 2 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационной суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.