Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ким Сук Ча к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании недействительной деприватизации жилого помещения, по кассационной жалобе Ким Сук Ча
на решение Корсаковского городского суда от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 9 ноября 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ким Сук Ча обратилась в суд к администрации Корсаковского городского округа с иском о принятии о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании деприватизации жилого помещения недействительной, указав, что она является инвалидом II группы, бессрочно. В её собственности отсутствует недвижимое имущество, пригодное для проживания. Приватизированная ею квартира, расположенная по адресу: "адрес", изъята в пользу администрации Корсаковского городского округа при выделении в собственность её сына двухкомнатной квартиры общей площадью 45, 4 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", в которой они совместно проживают. После получения 2 марта 2021 года отказа департамента имущественных отношений (далее-ДИО) администрации Корсаковского городского округа в предоставлении муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", она обратилась в тот же орган с целью получения услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". 19 апреля 2021 года постановлением администрации Корсаковского городского округа N 522 ей отказано в принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. С учётом изложенного, полагая действия администрации муниципального образования Корсаковский городской округ незаконными, в окончательной редакции исковых требований, просила возложить на администрацию Корсаковского городского округа обязанность по постановке её на учёт нуждающихся в жилом помещении; признать деприватизацию квартиры, расположенной по адресу: "адрес", недействительной.
Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 2 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 9 ноября 2021 года Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 2 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ким Сук Ча просит об отмене постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывая, что в ходе судебного заседания неоднократно обращала внимание на наличие недобровольного подписания соглашения, а также обращала внимание на наличие заболевания, вследствие которого, в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ она имеет право на предоставление дополнительной жилой площади. Полагает, что органы местного самоуправления обязаны поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, учитывая, что она является инвалидом, не смотря на наличие или отсутствие факта признания ее малоимущей.
Третьим лицом Литвин Н.А. представлены возражения на кассационную жалобу, в которых она выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить принятые судебные постановления без изменения.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, Ким Сук Ча заявлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив, что Ким Сук Ча собственноручно добровольно подписала соглашение о передаче жилого помещения в собственность муниципального образования, знала о последствиях его заключения, все существенные условия договора сторонами согласованы, пришел к выводу об отсутствии оснований признания незаконным соглашения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность. Руководствуясь положениями ст.ст. 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Сахалинской области от 1 июня 2018 года N 36-ЗО "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", принимая во внимание, что Ким Сук Ча малоимущей не признана, суд пришел к выводу об отсутствии у истца права быть принятой учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, соответствующими требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
В силу ст. 9.1. Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2021) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.09.2006) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 года вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что 15.12.1993 зарегистрирован договор, заключенный между администрацией г. Корсаков и Ким Сук Ча о передаче в личную собственность последней квартиры по ардесу: "адрес".
23.08.2006 между Ким Сук Ча и администрацией муниципального образования Корсаковский городской округ заключено соглашение о расторжении договора, зарегистрированного в городской администрации постановлением мэра города и района от ДД.ММ.ГГГГ N, реестровый N от ДД.ММ.ГГГГ на передачу в личную собственность Ким Сук Ча "адрес" в "адрес", постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N признан утратившим силу подпункт 1.19 пункта 1 постановления мэра города и района от 16.12.21993 N. Указанное жилое помещение согласно выписке из реестра муниципального имущества находится в собственности Корсаковского городского округа.
Отказывая в удовлетворении требований Ким Сук Ча о признании недействительным соглашения от 23.08.2006 о расторжении договора на передачу квартиры в собственность граждан, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно установив имеющие значение обстоятельства, верно применив ст. 19.1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2021) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 421 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ, обоснованно исходил из того, что право собственника приватизированного жилого помещения передать указанное помещение в муниципальную собственность было закреплено законом, волеизъявление истца на заключение данного соглашения было добровольным, доказательств обратного суду не представлено. При этом судом обоснованно отмечено, что 26.06.2006 между администрацией г. Корсаков и Ким Сук Ча был заключен договор социального найма другого жилого помещения по адресу: "адрес".
Обсуждая требования Ким Сук Ча о возложении на администрацию г. Корсакова обязанности принять истца на учет нуждающихся в жилом помещении, суд первой инстанции, правильно применив ст.ст. 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Сахалинской области от 1 июня 2018 года N 36-ЗО "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", исходя из размера прожиточного минимума в Сахалинской области за IV квартал 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 11.02.2021 N 39, приведя в решении произведенный органом местного самоуправления расчет среднемесячного дохода семьи истца, составившего 77 889 рублей, пришел к верному выводу, что среднедушевой доход семьи Ким Сук Ча превышает величину дохода для признания гражданина малоимущим, а также превышает размер денежных средств, которые семья способна исходя из размера доходов накопить в период накопления, больше рыночной стоимости жилого помещения, размер которого определен исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, что исключало возможность признания истцы малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Довод кассационной жалобы истца, со ссылкой на имеющуюся в деле справку врачебной комиссии КБУЗ "Корсаковская центральная районная больница" от 18.12.2020 о том, что поскольку она является инвалидом 2 группы, то для принятия на учет нуждающейся в жилом помещении ей не требуется наличие признака малоимущности, судебной коллегией отклоняется, поскольку основан на неправильном понимании норм материального права.
Из материалов дела следует, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан N 250 от 01.12.2006 "адрес" в "адрес", общей площадью 45, 4 кв.м передана в собственность сына истицы Ким Евгения Валерьевича. Из имеющегося в деле заявления от 13.07.2006 следует, что Ким Сук Ча, действуя в качестве законного представителя сына, просила передать указанное жилое помещение в собственность последнего, при этом от участия в приватизации жилого помещения отказалась (л.д.34, 37). Согласно копии паспорта истица зарегистрирована по месту жительства в "адрес" в "адрес". Постановлением администрации Корсаковского муниципального района от 02.02.2007 N 84 снята с учета нуждающихся в жилом помещении, в связи с предоставлением указанной квартиры.
Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 26.02.2021 N 257 Ким Сук Ча отказано в признании малоимущей в целях предоставление ей по договору социального найма жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 19.04.2021 N 552 Ким Сук Ча отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
С 1 января 2018 г. действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н.
Указанная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Для предоставления гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
В материалах дела имеются сведения о том, что Ким Сук Ча страдает заболеванием, включенным в раздел 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н, вместе с тем, отсутствие постановления органа местного самоуправления о признании истца малоимущей, исключает возможность принятия ее на учет для обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке.
Доводы кассационной жалобы Ким Сук Ча о том, что она обращалась с заявлением о постановке на учет нуждающейся в жилом помещении в связи с наличием права на дополнительную жилую площадь также не влекут отмену правильных по существу судебных постановлений, поскольку указанное обстоятельство не исключает необходимости при принятии лица на соответствующий учет установить критерий малоимущности.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводом судов первой и апелляционной инстанций связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут являться основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Корсаковского городского суда от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 9 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ким Сук Ча - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.