Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестеровича Петра Ивановича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании решения незаконным, признании права на назначение и получение пенсии, возложении обязанности, по кассационной жалобе Нестеровича Петра Ивановича, в лице представителя Ханиной Надежды Николаевны, на решение Центрального районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 июня 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нестерович П.И. обратился в суд с иском к УМВД России по Хабаровскому краю о признании решения незаконным, признании права на назначение и получение пенсии, возложении обязанности, указав, что обратился к ответчику по вопросу назначения пенсии за выслугу лет по линии МВД России на территории Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, однако получил отказ. Считает отказ незаконным и необоснованным, так как 11.12.2003 ему назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел". В связи с изменением места жительства, убытием для постоянного проживания за пределы Республики Беларусь, выплата пенсии прекращена с 01.10.2010. Республика Беларусь относится с государствам-участникам Соглашения о гарантиях прав граждан - государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, следовательно, он имеет право на назначение и получение пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, в чем ему было отказано.
Просил признать решение УМВД России по Хабаровскому краю об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по линии МВД России от 14.08.2020 N 31/Н-24 незаконным, признать право на назначение и получение пенсии, возложить на УМВД России по Хабаровскому краю обязанность назначить пенсию с 15.09.2020.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 июня 2021 года решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Нестеровича П.И. Ханина Н.Н. просит об отмене постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывая, что в соответствии с абзацем 5 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семей этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенным Российской Федерации либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают. В судебном заседании не отрицалось, что до 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба входила в структуру Министерства внутренних дел, сотрудники, уволенные из МЧС РФ сотрудники, получают пенсию в УМВД России. Указом Президента Республики Беларусь от 11.09.1998 N 442 из состава МВД также была выделена военизированная пожарная служба и присоединена к Министерству по чрезвычайным ситуациям.
Ссылаясь на Обзор судебной практики Экономического суда СНГ по делам о толковании международных договоров и других актов Содружества о пенсионном обеспечении (от 28.09.2009 N 01-1/1-09), полагает, что пенсия по выслуге лет государственных служащих может быть отнесена к "пенсии того же вида, если законодательством государства нового места жительства пенсионера установлены такие же основания назначения данной пенсии.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24 декабря 1993 года, положениями ст. 4 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", исходил из того, что истец проходил службу в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, которое не входит в систему органов внутренних дел.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах-участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел. Договор (соглашение) между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников подразделений по чрезвычайным ситуациям не заключался.
Судом установлено, что Нестерович П.И. проходил службу с 30.03.1999 по 10.12.2003 в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. 11.12.2003 истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел", выплата которой прекращена с 01.10.2010 в связи с убытием для постоянного проживания за пределы Республики Беларусь. С 18.10.2018 истец получает социальную пенсию на территории Российской Федерации.
Письмом УМВД по Хабаровскому краю от 14.08.2020 N 31/Н-24 Нестерович П.И. отказано в назначении пенсии за выслугу лет по линии МВД России.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 11.09.1998 N 442 из состава Министерства внутренних дел выделена военизированная пожарная служба и присоединена к Министерству по чрезвычайным ситуациям, указанному Министерству подчинены областные и Минское городское управления военизированной пожарной службы, отряды, части и посты военизированной пожарной службы, пожарные аварийно-спасательные отряды и части, учебные заведения и научные учреждения военизированной пожарной службы, подразделения обеспечения, специальные подразделения. При названном Министерстве образован Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из приведенных положений следует, что служба в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь является самостоятельным видом службы и не относится к службе в органах внутренних дел Республики Беларусь.
Принимая во внимание, что Нестерович П.И. проходил службу в период с 30.03.1999 по 10.12.2003 в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу, что оснований для включения указанного периода в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет по линии МВД России, соответственно, о наличии оснований для признания за истцом права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I, не имеется. Других оснований для назначения пенсии за выслугу лет по линии МВД России в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, кроме периода службы в МЧС Республики Беларусь, истец по делу не приводит.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов об отсутствии оснований для назначения пенсии за выслугу лет по линии МВД России, направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут являться основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нестеровича Петра Ивановича, в лице представителя Ханиной Надежды Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.