Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Кравченко А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галямовой Ирины Васильевны к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения
по кассационной жалобе Галямовой Ирины Васильевны в лице представителя Юшиной Татьяны Юрьевны, на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 29 декабря 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галямова И.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с даты её назначения.
В обоснование заявленных требований указала, что 27 июля 2018 года ей назначена пенсия по старости, при расчете которой ответчиком применено отношение заработков в размере 1, 2.
ОПФР по Магаданской области разъяснило, что для применения повышенного отношения заработков в размере 1, 7 необходимо подтвердить факт проживания на территории Магаданской области на 1 января 2002 года.
Решением Магаданского городского суда от 17 февраля 2021 года установлен факт ее проживания в "адрес" период с 28 сентября 2001 года по 1 июня 2002 года.
На основании ее заявления от 14 мая 2021 года и указанного решения ответчиком произведен перерасчет размера страховой пенсии с 1 июня 2021 года, с чем она не согласна.
Ссылаясь на требования пенсионного органа о подтверждении факта проживания, а также положения статьей 8, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", просила суд обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с момента ее назначения - 27 июля 2018 года, взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Определением Магаданского городского суда от 7 октября 2021 года произведена замена ответчика с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области (далее - ОПФР по Магаданской области).
Решением Магаданского городского суда от 7 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 29 декабря 2021 года решение Магаданского городского суда от 7 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Галямовой И.В. Юшина Т.Ю. просит об отмене постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывает, что, не имея специальных познаний в области пенсионного обеспечения, не знала о возможности предварительной проверки документов. Выражает несогласие с выводами суда о том, что истцом в заявлении о назначении пенсии выражено согласие на принятие решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении пенсионного органа сведениям без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке, так как в предоставленном в материалы дела заявлении отсутствует подпись истца. Поскольку истец не была поставлена в известность о необходимости и сроках предоставления требуемых документов, полагает, что суд необоснованно отказал в назначении пенсии со дня первоначального обращения истца за назначением пенсии.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-Ф "О страховых пенсиях", исходил из того, что перерасчет размера страховой пенсии произведен истцу в соответствии с нормами пенсионного законодательства со следующего месяца после обращения пенсионера за перерасчетом и предоставлением подтверждающих документов, в связи с чем правовых оснований для его перерасчета с даты назначения пенсии - 27 июля 2018 года, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав на отсутствие нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора судом.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено, что 27 июня 2018 года Галямова И.В. обратилась с заявлением в УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) о назначении ей пенсии.
В заявлении, адресованном начальнику УПФР в г. Магадане Магаданской области, от 23 августа 2018 года Галямова И.В. указала, что документального подтверждения факта проживания в г. Магадане на 31 декабря 2001 года не имеет, регистрация в указанный период в г. Магадане отсутствует.
Решением УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) от 5 сентября 2018 года Галямовой И.В. с 27 июля 2018 года назначена пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При расчете пенсии применялось отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1, 2.
В письме УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) от 10 сентября 2018 года пенсионный орган для применения повышенного отношения заработка при назначении Галямовой И.В. страховой пенсии рекомендовал последней подтвердить факт проживания на территории Магаданской области на 1 января 2002 года в судебном порядке.
Ответом УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) от 10 октября 2018 года на обращение от 14 сентября 2018 года истцу, в том числе разъяснено, что при расчете ей пенсии применено отношение среднемесячного заработка в размере 1, 2. Для установления повышенного размера отношения заработков в размере 1, 7, применяемого в Магаданской области, у истца отсутствует регистрация по месту жительства, пребывания или фактическое проживание на территории Магаданской области по состоянию на 1 января 2002 года.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 17 февраля 2021 года установлен факт проживания Галямовой И.В. в "адрес" период с 28 сентября 2001 года по 1 июня 2002 года.
28 мая 2021 года пенсионным органом на основании обращения истца от 14 мая 2021 года вынесено распоряжение о перерасчете Галямовой И.В. размера страховой пенсии по старости с учетом повышенной фиксированный выплаты с 1 июня 2021 года.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 года (действовавшего до 01.01.2022) утверждены Правила, которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Установив, что документы, подтверждающие возможность установления повышенного размера соотношения заработков по состоянию на 1 января 2002 года на территории Магаданской области: регистрация по месту жительства в г. Магадане, подтвержденный в установленном порядке факт работы в Магаданской области на 1 января 2002 года, наличие до 1 января 2002 года стажа работы в количестве 15 календарных лет или 20 календарных лет в местностях, приравненных к Районам Крайнего Севера истцом не представлялись при назначении пенсии, а факт проживания в г. Магадане в период с 28 сентября 2001 года по 1 июня 2002 года подтвержден решением Магаданского городского суда Магаданской области от 17 февраля 2021 года представленным Галямовой И.В. пенсионному органу 14 мая 2021 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что пенсионным органом перерасчет размера пенсии по старости Галямовой И.В. должен был произведен с месяца, следующего за датой подачи заявления о перерасчете пенсии, то есть с 1 июня 2021 года.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что пенсионным органом при принятии документов для назначения пенсии не разъяснено право на предоставление истцом дополнительных документов, а также то, что при предоставлении таких документов в трехмесячный срок днем обращения за страховой пенсией будет считаться день приема заявления о назначении страховой пенсии, не влекут отмену правильных по существу судебных постановлений.
С учетом основания заявленных исковых требований исследование законности действий пенсионного органа по оценке документов, представленных для назначения пенсии, надлежащему уведомлению заявителя о необходимости представления дополнительных документов, оказанию пенсионным органом содействия в истребовании документов входили в предмет доказывания по настоящему делу.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 4 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные требования закреплены в п. 31 вышеназванных Правил.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Данные доводы заявителя являлись предметом оценки судов, как правильно указали суды, оснований для перерасчета размера пенсии ранее этой даты у пенсионного органа не имелось, письмом от 10.09.2018 ОПФР по Магаданской области разъяснил истцу необходимость предоставления дополнительных документов, подтверждающих проживание истца на территории Магаданской области на 01.01.2002, между тем за подтверждением факта проживания на территории Магаданской области Галямова И.В. обратилась в суд спустя более 2 лет.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 29 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Галямовой Ирины Васильевны, в лице представителя Юшиной Татьяны Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.