Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО4, судей ФИО2, ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГБУ Республики Саха (Якутия) "Алданская центральная районная больница" о признании незаконными действий по отстранению от работы, признании незаконным приказа, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГБУ Республики Саха (Якутия) "Алданская центральная районная больница" о признании незаконными действия по отстранению от работы в связи с отказом от профилактической прививки; признать незаконным приказ N 600 от 28 июля 2021 года; взыскать заработную плату за период незаконного отстранения от работы в размере 13219, 22 рублей; признать незаконным отказ в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности на основании листа нетрудоспособности N 910074007490 от 9 августа 2021 года; признать незаконным п. 4 Приказа ГБУ РС (Я) "АЦРБ" N 708 от 6 сентября 2021 года; обязать произвести расчет и выплату пособия по временной нетрудоспособности в установленном порядке на основании листа нетрудоспособности N 910074007490 от 9 августа 2021 года в размере 63290, 5 рублей.
Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 01 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Челядинова О.Н. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого решения и апелляционного определения не имеется.
Материалами дела установлено, что ФИО1 состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности бухгалтера 2 категории.
На информационных стендах ГБУ РС (Я) "АЦРБ" был размещен приказ Минздрава РС (Я) "Об иммунизации работников медицинских организаций РС (Я) против коронавирусной инфекции COVID-19" N 01-07/705 от 21 мая 2021 года и приказ N 506и от 21 мая 2021 года об иммунизации всех работников "АЦРБ".
Приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) N 01-07/964 от 15 июля 2021 года определено обеспечить иммунизацию всех сотрудников против коронавирусной инфекции, вызываемой SARS-CoV-2, за исключением переболевших менее 6 месяцев назад, включенных в Федеральный регистр больных.
Приказом от 27 июля 2021 года N 606 ГБУ РС (Я) "АЦРБ" определено обеспечить иммунизацию всех сотрудников против коронавирусной инфекции, вызываемой SARS-CoV-2, за исключением переболевших менее 6 месяцев назад, включенных в Федеральный регистр больных; в отношении работников, которые оформили отказ от иммунизации против коронавирусной инфекции, отстранить от работы в соответствии со ст. 76 ТК РФ без сохранения заработной платы. Работникам не привитым по медотводу обязать предоставить подтверждающий документ, принять меры по профилактике инфицирования на рабочих местах сотрудников в срок до стабилизации эпидемиологической обстановке.
28 июля 2021 г в 09:00 сотрудниками ГБУ РС (Я) "АЦРБ" составлен акт об отказе ФИО1 от ознакомления с приказом N606 от 27 июля 2021 г.
В этот же день сотрудниками ГБУ РС (Я) "АЦРБ" составлен акт об отказе ФИО1 от прохождения иммунизации против коронавирусной инфекции.
Приказом N 611 от 28 июля 2021 года ФИО1 отстранена от работы в связи с отсутствием необходимой прививки и отказом от иммунизации против коронавирусной инфекции без сохранения заработной платы.
Приказом N 708 от 6 сентября 2021 года ФИО1 допущена к работе в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для отстранения от работы, а именно предоставлению работодателю справки о наличии противопоказаний к иммунизации против коронавирусной инфекции на срок до 3 декабря 2021 года, без оплаты электронного листка нетрудоспособности за период с 9 августа по 3 сентября 2021 г.
Основанием послужил тот факт, что в период с 9 августа 2021 года по 3 сентября 2021 года ФИО1 переболела коронавирусной инфекцией.
В соответствии с абзацами первым и восьмым части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В статьях 10 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
При отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5 Закона N 157-ФЗ). При наличии отказа работника от вакцинации в плановом порядке (в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н) работодатель не вправе отстранить его от работы или принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825.
В п.п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" указано, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
На основании Указа Главы РС (Я) от 01.07.2020 N 1293 "О режиме повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в связи с угрозой распространения в РС (Я) новой коронавирусной инфекции на территории РС (Я) сохраняется режим повышенной готовности.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н").
Постановлением N 3 Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19 мая 2021 года в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в Республике Саха (Якутия) по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) определено обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 70% взрослого населения Республики Саха (Якутия); руководителям организаций всех форм собственности предписано обеспечить иммунизацию работающих лиц против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оказывать содействие медицинским организациям в организации и проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежащего контингента.
Приказом N 01-07/705 от 21 мая 2021 года Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) "Об иммунизации работников медицинских организаций РС (Я) против коронавирусной инфекции COVID-19" установлено руководителям центральных районных больниц РС (Я), расположенных в районах РС (Я) обеспечить иммунизацию всех работников против новой коронавирусной инфекции COVID-19, за исключением переболевших в легкой форме менее 3 месяцев, в средней/тяжелой форме менее 6 месяцев назад лиц включенных в Федеральный регистр больных COVID-19.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, пришел к выводу, что приказ от 28.07.2021 N 611 соответствует требованиям трудового законодательства и законодательства об иммунопрофилактике, прав и законных интересов ФИО1 не нарушает.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, решение об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) принято главным санитарным врачом субъекта Российской Федерации с учетом неблагополучной эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Судами установлено, что порядок отстранения от работы, предусмотренный трудовым законодательством, ответчиком соблюден, возможность перевода истца на дистанционную работу отсутствовала.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. При исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судами не допущены.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.