Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Власенко И.Г, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах Власова Олега Владимировича к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма
по кассационной жалобе администрации Надеждинского муниципального района Приморского края на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скарлухина М.А, полагавшего постановления суда законными, судебная коллегия
установила:
прокурор Надеждинского района Приморского края в интересах Власова О.В. обратился в суд с иском к администрации Надеждинского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований прокурор указал, что Власов О.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ году принят на специализированный жилищный учет и состоит в сводном списке лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, которое до настоящего времени ему не предоставлено.
Просил возложить на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность предоставить Власову О.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора и Власов О.В. поддержали исковые требования.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, поскольку в отсутствие финансовых средств из краевого бюджета на эти цели, обеспечение Власова О.В. специализированным жилым помещением невозможно.
Представитель Министерства образования Приморского края в судебное заседание не явился.
Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 24 февраля 2022 года на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края возложена обязанность предоставить Власову О.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 мая 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Надеждинского муниципального района Приморского края просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правовые оснований и условия предоставления жилых помещений указанной категории граждан определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На территории Приморского края отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Приморского края, на обеспечение жилыми помещениями с 01.01.2019 регулируются Законом Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и Законом Приморского края от 24.12.2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями, включая формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, - оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного, жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, в том числе в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.
Соответствующими государственными полномочиями наделен и Надеждинский муниципальный район (ст. 3 Закона Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ).
Судом первой инстанции установлено, что Власов О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением ТО опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району департамента образования и науки Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N-р Власов О.В. включен в список лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно информации Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю сведения о правах Власова О.В. на имеющиеся в собственности объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 109.1 ЖК РФ, пп. 1, 2, 3, 3.1, 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФN 397 от 04.04.2019), исходил из того, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Отклоняя доводы представителя администрации Надеждинского муниципального района о том, что исполнение решения возможно только за счет субвенций, суд правильно указал, что реализация права на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на спорные правоотношения по предоставлению жилых помещений, поскольку законодатель связал реализацию указанного права только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
Правовая позиция судов обеих инстанций соответствуют примененным по настоящему делу нормам права, регулирующим спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Надеждинского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.