Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Кравченко А.И, Хребтовой Н.Л, рассмотрела в открытом судебном гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области о признании ответа от 27 августа 2021 года N 02-1110/15963 незаконным, возложении обязанности произвести перерастет страховой пенсии с применением северного коэффициента, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 9 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
ФИО1 B.C. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (межрайонное) в г. Магадане Магаданской области о признании незаконным ответа пенсионного органа от 27 августа 2021 года N 02-1110/15963 в отказе перерасчета пенсии; обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости в сторону увеличения с учетом всех неучтенных ранее периодов осуществления трудовой деятельности, а также с применением северного коэффициента в размере 1, 7.
В обоснование заявленных требований указав, что является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Полагал, что пенсия назначена ему с нарушением действующего законодательства, так как не произведен перерасчет пенсии за периоды с 1991 по 1995 годы, а также с 2005 по 2019 годы работы в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства в городе Крымск Краснодарского края.
Страховые взносы за указанные периоды истцом, как главой крестьянско-фермерского хозяйства, выплачены в полном объеме.
Кроме того, считал, что ответчиком неправильно исчислен стаж, дающий право на повышенную фиксированную выплату за работу и проживание и районах Крайнего Севера (РКС), так как, по его мнению, продолжительность его работы в РКС составила 21 год, а не 15 лет 0 месяцев и 11 дней, как посчитал пенсионный орган. При этом подлежит применению коэффициент 1, 7, а не 1, 2.
Определением Магаданского городского суда Магаданской области от 12 октября 2021 года, в порядке процессуального правопреемства произведена замена Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (межрайонное) в г. Магадане Магаданской области на отделение Пенсионного, фонда Российской Федерации по Магаданской области.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 12 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 9 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежаще. Ответчиком представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Материалами дела установлено, что Управлением ПФР в г. Крымске Краснодарского края с 22 декабря 2004 года ФИО1 B.C. досрочно назначена трудовая пенсия по старости на основании подпункта 6 пункта 1 стати 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из протокола о назначении пенсии следует, что по состоянию на 22 декабря 2004 года истец имел общий стаж - 25 лет, специальный стаж работы в районах Крайнего Севера - 13 лет 06 дней.
По состоянию на 1 января 2002 года ФИО1 B.C. в районах Крайнего Севера не проживал, 15 календарных лет стажа работы в районах Крайнего Севера не имел.
В статье 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что с момента вступления его в силу (с 1 января 2015 г.) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что к страховой пенсии по старости назначается ежемесячная фиксированная выплата (до 1 января 2015 года - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости).
Из части 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы, установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона.
Гарантия увеличения размера базовой части трудовой пенсии с учетом районного коэффициента устанавливалась и в пункте 6 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применительно к фиксированному базовому размеру страховой части трудовой пенсии по старости и в настоящее время предусмотрена положением частью 9 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по отношению к фиксированной выплате к страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размерах: не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8.
Судами верно указано, что по смыслу статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение заработков в повышенном размере может учитываться лицам, проживавшим на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом возможность учета заработков в повышенном размере не ставится в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать. Повышенный коэффициент при оценке пенсионных прав граждан может учитываться мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).
Такие же разъяснения содержаться в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости в сторону увеличения с учетом всех неучтенных ранее периодов осуществления трудовой деятельности, а также с применением северного коэффициента в размере 1, 7.
Вопрос о включении в страховой стаж ФИО1 B.C. периодов работы в качестве главы КФХ в г. Крымске Краснодарского края неоднократно рассматривался пенсионным органом и оставлен без удовлетворения.
Дополнительное включение в трудовой стаж истца указанных им периодов не повлияет на объем его пенсионных прав, вне зависимости от факта уплаты или не уплаты страховых взносов.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. При исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судами не допущены.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 9 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.