Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Кравченко А.И, Хребтовой Н.Л, рассмотрела в открытом судебном гражданское дело по иску ФИО1, к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о перерасчете размера выплачиваемой трудовой пенсии по старости с даты назначения; применении фиксированной (базовой) части трудовой пенсии по старости согласно части 2 статьи 14 главы IV Федерального закона от 17 декабря 2001 N173; применении повышений к фиксированной базовой части трудовой пенсии по старости согласно части 17 статьи 14 главы IV Федерального закона от 17 декабря 2001 N173; применении районного коэффициента, установленного в г. Хабаровске, к фиксированной базовой части трудовой пенсии по старости, после применения частей 2, 17 статьи 14 главы IV Федерального закона от 17 декабря 2001 N173; обязании выплатить причиненный ему материальный ущерб в размере 404 899 руб.; компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.
В обоснование заявленных требований указав, что 16 мая 2005 года ему назначена пенсия по старости в размере 2 262 руб. В августе 2005 года он переехал на постоянное место жительства в "адрес", где проживал по сентябрь 2020 года. За время проживания в "адрес" к пенсии применялся районный коэффициент в размере 1.4, поскольку "адрес" относится к местности, приравненной к районам Крайнего севера. С сентября 2020 года по настоящее время он совместно с супругой проживает в Доме ветеранов в г. Хабаровске. Получив пенсию в октябре 2020 года понял, что районный коэффициент снят полностью, а установленный в г. Хабаровске в размере 1.3 не применен. Повышений к фиксированной части пенсии он не имеет, в северных местностях работал только после назначения пенсии. В январе 2021 года направил заявление в органы ПФР г. Хабаровска с требованием об увеличении фиксированной выплаты к страховой части пенсии, поскольку считает, что Хабаровск и южные районы края относятся к местностям с тяжелыми климатическими условиями проживания. Кроме того полагает, что при расчете размера пенсии Анучинским отделом ПФ РФ по Приморскому краю были допущены ошибки в формулах.
Определением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 22 октября 2021г. произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае N 1 надлежащим ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ФИО1 поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Материалами дела установлено, что ФИО1 является получателем страховой (трудовой) пенсии по старости с 16.05.2005 года.
Пенсия ФИО1 назначена по месту жительства в "адрес" в соответствии с действовавшим на тот момент пенсионным законодательством и на дату назначения 16.05.2005г. составила 2 262, 45 руб, где 900 руб. - базовая часть, 1 362, 45 руб. - страховая часть.
В 2005 году истец переехал жить в местность, приравненную к районам Крайнего Севера - в п. Циммермановка Хабаровского края, в связи с чем, истцу был пересмотрен размер базовой части с учетом районного коэффициента 1, 4.
С 01.12.2005 году ФИО1 установлена повышенная базовая часть с учетом иждивенца-супруги и районного коэффициента 1, 4, в связи с чем размер страховой пенсии истца при проживании на территории, приравненной к району Крайнего Севера составлял 23 647, 17 руб.
С 01.11.2020 года пенсионное дело ФИО1 передано в территориальный орган ПФР в связи с переездом на новое место жительства в г. Хабаровск.
В связи с переездом ФИО1 из территории, приравненной к районам Крайнего Севера, ему был осуществлен перерасчет фиксированной выплаты, снят районный коэффициент в размере 1, 4 и размер фиксированной выплаты составил 20614, 60 руб.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в иске, учел, что требования Постановления Совмина СССР от 10.11.1967 N 1032 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены" и Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 (ред. от 09.04.2014) "О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" не применяются в отношении Анучинского района Приморского края и города Хабаровска Хабаровского края, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности применить фиксированную (базовую) часть трудовой пенсии по старости в соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также применения районного коэффициента за проживание в местности с тяжелыми климатическими условиями.
До 1 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 17 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был установлен порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части, и подлежали применению с 1 января 2015 года в силу части 5 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-Ф3.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия. Данные виды обеспечения введены пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ).
В Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15-18).
С 1 января 2015 года (с момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15-17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
В статье 34 Федерального закона "О страховых пенсиях" для пенсионеров, получавших на 31 декабря 2014 года трудовые пенсии по старости, установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" (1 января 2015 года) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года в результате перерасчета устанавливаются страховая пенсия в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", фиксированная выплата к ней.
Судом проверен произведенный ответчиком расчет пенсии, учтены нормы законодательства, регулирующие спорный вопрос и принято обоснованное решение об отказе в удовлетворении иска.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. При исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судами не допущены.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 15 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.