Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Вольной Е.Ю, при секретаре судебного заседания Корюкиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-94/2022 по административному исковому заявлению администрации Юргинского муниципального округа об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу, по апелляционной жалобе представителя административного истца администрации Юргинского муниципального округа - Дадашова Дадаша Каиповича на решение Кемеровского областного суда от 08 апреля 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, пояснения представителя административного истца администрации Юргинского муниципального округа - Чжан Е.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Юргинский" - Вяткиной Ю.П, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация Юргинского муниципального округа обратилась в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу (далее - Комиссия) от 20 января 2022 года N 2-12, которым пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Юргинский" (далее - ООО "Юргинский"), кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере рыночной стоимости - 21 269 000 рублей по состоянию на 01 января 2012 года.
В обоснование заявленных требований указано, что у ООО "Юргинский" отсутствовало право на обращение с заявлением в Комиссию, поскольку ООО "Юргинский" не является заинтересованным лицом, так как не обладает юридическими правами на земельный участок с кадастровым номером N.
Решением Кемеровского областного суда от 08 апреля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления администрации Юргинского муниципального округа об оспаривании решения Комиссии отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит вышеуказанное решение отменить как незаконное, удовлетворив административное исковое заявление в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает, что судом первой инстанции необоснованно установлено наличие права ООО "Юргинский" на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, поскольку указанное юридическое лицо не является правообладателем данного объекта недвижимости. ООО "Юргинский" является арендатором спорного земельного участка, следовательно, не имеет каких-либо юридических прав на обладание и распоряжение данным объектом недвижимости. Размер кадастровой стоимости не влияет на расчет арендной платы за пользование земельным участком. Выводы суда о том, что арендатор имеет исключительное право выкупа земельного участка, находящегося в его длительном пользовании, не свидетельствует о наличии права на оспаривание кадастровой стоимости, поскольку за период нахождения данного земельного участка в аренде арендатор не изъявлял намерения на его выкуп.
ООО "Юргинский" относительно доводов апелляционной жалобы представлены возражения, в которых оспариваемое решение просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвовал представитель административного истца администрации Юргинского муниципального округа - Чжан Е.В, поддержавшая доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица ООО "Юргинский" - Вяткина Ю.П, возражавшая против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения Кемеровского областного суда, постановленного в соответствии с действующим законодательством.
В силу части 2 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно части 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 с учетом особенностей, установленных названной главой.
В соответствии с абзацем 36 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет или бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Порядок создания и деятельности Комиссии установлен положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
Приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 20 февраля 2012 года N П/72 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области.
Из материалов административного дела следует, что между администрацией Юргинского района и ООО "Юргинский" заключен договор аренды земельного участка N 4 от 18 января 2008 года, где в качестве предмета договора выступает земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" Данный объект недвижимости предоставлен в аренду на срок до 17 января 2023 года.
Сведения о правообладателе земельного участка с кадастровым номером N в Едином государственной реестре недвижимости отсутствуют.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 декабря 2012 года N 565 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Кемеровской области" в размере 51 675 524, 09 рублей по состоянию на 01 января 2012 года. Сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 января 2013 года.
29 декабря 2021 года ООО "Юргинский", являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером N, обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости относительно спорного объекта недвижимости.
К указанному заявлению был представлен отчет об оценке N 353-1/2021 от 28 декабря 2021 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Бренд-Эксперт", выводы которого подтверждали размер рыночной стоимости земельного участка.
Решением Комиссии от 20 января 2022 года N 2-12 заявление ООО "Юргинский" удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 21 269 000 рублей по состоянию на 01 января 2012 года на основании представленного заявителем отчета об оценке, который признан соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности, что не оспаривается лицами участвующими в деле.
Кемеровский областной суд, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из того, что Комиссия правомерно приняла решение о пересмотре кадастровой стоимости, соблюдая установленный порядок и процедуру, поскольку кадастровая стоимость земельного участка затрагивает права ООО "Юргинский", имеющего исключительное право выкупа указанного объекта недвижимости как его арендатор.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами, изложенными в обжалуемом решении, находит их законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации Юргинского муниципального округа сводятся к оспариванию права ООО "Юргинский" на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, поскольку, по мнению апеллянта, размер кадастровой стоимости не влияет на права и законные интересы арендатора земельного участка.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 9 частью 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно части 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Таким образом, ООО "Юргинский" имеет исключительное право выкупа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, поскольку является арендатором указанного участка до 17 января 2023 года, следовательно, размер кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости затрагивает права и законные интересы юридического лица.
Судебная коллегия приходит к выводу, что ООО "Юргинский" обоснованно обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка, являясь арендатором земельного участка, поскольку возможность такого обращения предусмотрена действующим законодательством.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у административного истца намерения на выкуп указанного земельного участка не свидетельствует об отсутствии права ООО "Юргинский" на такое обращение до окончания срока действия договора аренды, о чем также верно указано в обжалуемом решении. Кроме того, из протокола судебного заседания от 08 апреля 2022 года следует, что представитель ООО "Юргинский" в ходе дачи пояснений сообщил, что юридическое лицо намерено обратиться с заявлением о выкупе арендуемого земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм права.
Обжалуемое решение Кемеровского областного суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, что свидетельствует о законности принятого судебного акта. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Кемеровского областного суда от 08 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца администрации Юргинского муниципального округа - Дадашова Дадаша Каиповича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кемеровский областной суд в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.