Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АДС" на решение Ярославского областного суда от 06 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2021 года по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью "АДС" к Правительству Ярославской области" о признании недействующим постановления в части (дело N 3а-392/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя ООО "АДС" на основании доверенности Гиматулдинова М.В, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Половниковой А.А,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Ярославской области от 31 октября 2016 года N 1135-п (далее - Постановление от 31 октября 2016 года N 1135-п) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению, в том числе нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно данному постановлению с учетом изменений, внесенных в него постановлением Правительства Ярославской области от 25 марта 2021 года N 148-п (далее - Постановление от 25 марта 2021 года N 148-п), норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками, с полотенцесушителями установлен в размере 0, 060073 Гкал на 1 куб. м; для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками, с полотенцесушителями в размере 0, 065079 Гкал на 1 куб. м.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете "Документ-Регион", 13 апреля 2021 года, N 29.
ООО "АДС", являясь организацией, оказывающей услуги по горячему водоснабжению для данных типов многоквартирных домов, обратилось в Ярославский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующим нормативный правовой акт в указанной части.
В обоснование заявленных требований указало, что величина норматива определена с нарушением законодательства, имеющего большую юридическую силу, а именно пунктов 13, 19, 21, 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306), поскольку, имея достаточное количество аналогов для расчета норматива методом применения аналогов, Правительством Ярославской области использован расчетный метод определения норматива.
Решением Ярославского областного суда от 6 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, в удовлетворении названного административного искового заявления отказано.
В поданной в суд первой инстанции 7 апреля 2022 года кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по мотиву неправильного применения судами норм материального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
Относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области представлены возражения.
В судебном заседании представитель административного истца кассационную жалобу поддержал, дал объяснения по доводам в ней изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что судебные акты по настоящему делу являются законными и обоснованными, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ООО "АДС" является единой теплоснабжающей организацией (ЕТО - 6), эксплуатирующей закрытую систему теплоснабжения (горячего водоснабжения) во Фрунзенском районе города Ярославля.
Административный истец осуществляет деятельность по производству и реализации горячей воды для целей предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, расположенных в зоне деятельности ЕТО - 6, коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Названная деятельность ООО "АДС" относится к регулируемым видам деятельности.
Действующие тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям ООО "АДС" (городской округ город Ярославль), на 2020 - 2024 годы установлены приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18 декабря 2019 года N 357-г/вс.
Названным приказом установлены двухкомпонентные тарифы, состоящие из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, необходимую на подогрев холодной воды.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ утверждение нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306.
В соответствии указанными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях (пунктом 11).
Уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями (пункт 32). Уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов:
а) неизолированные стояки и полотенцесушители;
б) изолированные стояки и полотенцесушители;
в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей (пункт 32(1).
Проанализировав приведенные выше нормы, а также пункт 3 Правил N 306, статей 45, 47 Устава Ярославской области, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению, в том числе нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, принят в пределах компетенции Правительство Ярославской области.
Соблюдение порядка принятия указанного постановления проверено вступившими в законную силу решениями Ярославского областного суда от 17 октября 2019 года и от 31 августа 2020 года.
Постановлением от 25 марта 2021 года N 148-п в Постановление от 31 октября 2016 года N 1135-п внесены изменения во исполнение решения Ярославского областного от суда от 31 августа 2020 года, которым признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Постановления от 31 октября 2016 года N 1135-п в части утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в приведенных выше значениях.
Разделом III Правил N 306 определены Методы установления нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положениям пунктов 19, 21, 22 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Функции по определению и представлению на утверждение Правительства Ярославской области нормативов потребления коммунальных услуг возложены на Департамент в соответствии с пунктом 3.1.14.2 Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20 декабря 2016 года N 1315-п.
Из материалов административного дела следует, что Департаментом был подготовлен расчет норматива расходов тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Разрешая административные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу (с которым согласился суд апелляционной инстанции), что оспариваемое в рамках данного административного дела решение соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, имеющих большую юридическую силу, расчет подготовлен в соответствии с Правилами N 306.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется. Все выводы, приведенные в решение, апелляционном определении суда, исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения
Опровергая позицию административного истца о необходимости применения метода аналогов при установлении норматива потребления коммунальных услуг, суды нижестоящих инстанций исходили из следующего.
Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода (пункт 19).
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N 25 и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22).
Установив, что по причине недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки, Департамент пришел к выводу о невозможности применения метода аналогов.
При этом Департаментом проанализирована информация, затребованная от органов местного самоуправления, о количестве коммунальных ресурсов, потребленных многоквартирными домами за отопительный период 2019 - 2020 годы с разбивкой по типам систем горячего водоснабжения таких домов (с наружной или без наружной сети, с изолированными или неизолированными стояками), наличию или отсутствию полотенцесушителей, а также с предоставлением информации о тех фактах, которые согласно положениям пункта 21 Правил N 306 являются основанием для исключения многоквартирных домов из выборки.
По результатам анализа представленной информации специалистом Департамента произведено исключение тех домов, которые не должны включаться в выборку, а именно дома, где отсутствуют общедомовые приборы учета, где отсутствует раздельный учет потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, по причине наличия в составе домов нежилых помещений, по причине отсутствия бесперебойного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, по причине отсутствия данных о расходе тепловой энергии на подогрев холодной воды.
Как верно указали суды, доказательств, опровергающих правильность расчета, в ходе рассмотрения дела не представлено, выводы проведенной по делу судебной математической экспертизы судебной экспертизы правильность проведенного расчета также не опровергают.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и проанализировав приведенные выше нормы материального права, суды пришли к обоснованному выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Вопреки доводам кассационных жалоб нормы материального права применены судами правильно, выводы судов являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм процессуального права при оценке экспертного заключения, нельзя признать состоятельными, поскольку судами дана надлежащая правовая оценка данному заключению, что нашло отражение в судебных актах.
Довод жалобы о том, что судами необоснованно было отказано в вызове и допросе экспертов, не могут свидетельствовать о необоснованности и незаконности выводов, изложенных в оспариваемых судебных постановлениях.
В силу положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации достаточность доказательств определяется судами первой и второй инстанций, которые также определяют, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимают только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По мнению суда, имеющиеся в деле доказательства, являлись относимыми, допустимыми и достаточными, необходимости в вызове эксперта не имелось.
Иные доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ярославского областного суда от 06 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АДС" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.