Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 26 апреля 2022 года кассационную жалобу представителя Маркелова С.Е. - Сироша Ф.Е. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 ноября 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО3 об оспаривании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-462/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав представителей административного ответчика Министерства юстиции РФ Кулаковой Ю.А, заинтересованного лица МИД РФ Округиной Е.И, судебная коллегия
установила:
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 1305-р Маркелов С.Е. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Маркелов С.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции РФ о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении ему уведомления о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в течение трех дней со дня издания распоряжения от 28 декабря 2020 года, признании незаконным распоряжения от 28 декабря 2020 года, возложении обязанности исключить из реестра.
Требования мотивировал тем, что является гражданином Российской Федерации, журналистом-фрилансером, фотографом, видеооператором из Петрозаводска, сотрудничает с региональными и федеральными СМИ, является обладателем российских и международных премий за журналистские работы. Оспариваемым распоряжением Министерства юстиции России он признан иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и внесен в реестр. Копия распоряжения, а также уведомление ему не направлялись. На его заявление 27 января 2021 года административный ответчик направил ответ о включении сведений о нем в реестр, при этом не были конкретизированы сообщения и материалы, которые он распространил. Распоряжение полагал незаконным, так как никогда не получал денежных средств и иное имущество из иностранных источников для создания или распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Внесение его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, возложение на него в связи с этим дополнительных обязанностей полагал политически мотивированным, свидетельствующим о дискриминации, нарушении принципа равенства, права на свободу слова и распространение информации, права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, на защиту своей чести и доброго имени.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 ноября 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Маркелова С.Е. отказано.
В кассационной жалобе представителя административного истца ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных
положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Маркелов С.Е. является журналистом, блогером, фотографом, оператором, корреспондентом сетевого издания "7х7- Горизонтальная Россия", имеет персональные страницы в социальных сетях: "Facebook" ("данные изъяты"; "Вконтакте" ("данные изъяты"); "Instagram" ("данные изъяты"), персональный сайт: "данные изъяты"
По представленным ГУ МВД России по г. Москве сведениям (акт осмотра от 14 декабря 2020 года и скриншоты) Маркелов С.Е. является автором ряда публикаций сетевого издания "Север.Реалии", включенного в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, 15 ноября 2019 года:
статья от 31 марта 2020 года под названием "Пусть сдохнут подальше от нас". Жители Карелии против столичных туристов", размещенная по электронному адресу: https:// www. severreal. Org/a/30517583. html;
статья от 2 апреля 2020 года под названием "Все пути пройдены". В колонии умер смотритель мемориала жертвам политических репрессий Сандармох Сергей Калтырин", размещенная по электронному адресу: https://www. severreal. Org/a/30525204.html;
статья от 10 апреля 2020 года под названием "Хреново есть и будет". Кто и как помогает пережить коронавирус в изоляции", размещенная по электронному адресу: https://www.severreal.Org/a/30543593.html;
статья от 13 апреля 2020 года под названием "Неразбериха будет долго". Как учатся на карантине без интернета", размещенная по электронному адресу: https://www. severreal. Org/a/30543940.html;
статья от 16 апреля 2020 года, размещенная по электронному адресу: https://www.severreal.Org/a/30554655.html;
статья от 14 сентября 2020 года под названием "Сторож истории". В Петрозаводске открылась выставка в честь Юрия Дмитриева", размещенная по электронному адресу: https:// www. severreal. Org/a/30838076. html;
статья от 30 октября 2020 года под названием "Не надо больше носить передачи". Жертвы Красного Бора", размещенная по электронному адресу: https://www.severreal.Org/a/30917964.html.
Также из сведений, полученных Министерством юстиции РФ из Росфинмониторинга, установлено получение Маркеловым С.Е. денежных средств от иностранных источников (около 215000 рублей по договору авторского заказа от представительства корреспондентского пункта радиокорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода адрес (ИНН N).
Включение сведений о Маркелове С.Е. в реестр согласовано с Министерством иностранных дел РФ.
Уведомление о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, направлено в его адрес 30 декабря 2020 года.
Установив приведенные обстоятельства, суды первой и второй инстанций пришли к выводу о правомерном включении Министерством юстиции РФ Маркелова С.Е. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, о чем он был осведомлен, и об отсутствии со стороны административного ответчика бездействия, выразившегося в ненаправлении ему уведомления о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных выше, применительно к положениям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия кассационного суда не находит.
Выводы судов основаны на анализе исследованных доказательств и являются мотивированными.
Приводимые в жалобе доводы об отсутствии доказательств получения Маркеловым С.Е. денежных средств от иностранных источников, осуществления им журналистской, блогерской деятельности, согласования включения его в реестр с МИД РФ при установленных выше обстоятельствах являются несостоятельными и отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
Выводы судов являются верными, так как соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны, вопреки доводам жалобы, на правильном применении приведенных норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций не допущено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя административного истца оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Маркелова С.Е. - Сироша Ф.Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.