Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Шеломановой Л.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Правительства Тверской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 6 апреля 2022 года по административному делу по административному иску Базанова Александра Александровича к Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области, Правительству Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании незаконным решения Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области и обязании Правительства Тверской области принять решение (дело N 2а-305/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя Правительства Тверской области на основании доверенности Мельничук А.А, поддержавшей доводы жалобы, представителя административного истца на основании доверенности Кубли Н.А, возражавшей против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Базанов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области, Правительству Тверской области о признании незаконным решения Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области и обязании Правительства Тверской области принять решение.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу Базанову А.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, назначение - жилое, общей площадью 52, 9 кв.м, инвентарный N, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес" "адрес". Право собственности на жилой дом зарегистрировано в Управление Росреестра по Тверской области 14.08.2007 года, запись регистрации N 269-69-1 1/022/2007-076.
Жилой дом, полностью находится в границах земельного участка с кадастровым номером N, дата присвоения кадастрового номера 06.05.2004 года, площадью 1057 кв.м, категория земель - земли водного фонда, вид разрешенного использования - для обслуживания жилого дома, почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес". Кадастровый учет жилого дома осуществлен в
Административный истец считает, что Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области на заседании комиссии 18.06.2021 г. формально подошла к рассмотрению вопроса по включению указанного земельного участка, немотивированно, и необоснованно исключила из проекта "Генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области" предложение по включению земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункта "адрес". Довод о том, что на рассмотрение были представлены противоречивые сведения о данном земельном участке и недостаточно обосновано включение в границы населенного пункта, полагает необоснованным и неподтверждённым, поскольку все указанные выше доводы и документы представлены Межведомственной комиссии на рассмотрение, более того, ни от одного из Министерств не поступило отрицательной рекомендации по поводу включения указанного земельного участка в Генеральный план. Своими незаконными действиями Правительство Тверской области лишило Базанова А.А. единственного законного способа оформить в дальнейшем право собственности/аренды на указанный земельный участок, предоставленный ему действующим законодательством.
Просил признать незаконным решение Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области, выраженное в Выписке из Протокола заседания от 18.06.2021 года в части исключения из проекта "Генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области" предложения по включению земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункта Устиново; обязать Правительство Тверской области принять решение по включению в проект "Генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области" земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункта Устиново Калязинского района Тверской области.
Решением Калязинского районного суда Тверской области от 3 декабря 2021 года административные исковые требования Базанова А.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 6 апреля 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части оставления без удовлетворения административных исковых требований к Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области, принято новое решение, которым постановлено: признать незаконным и отменить решение Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 18 июня 2021 года в части исключения из проекта "Генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области" предложения по включению земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункта Устиново ввиду противоречивости сведений о данном земельном участке и недостаточности обоснования включения границы населенного пункта; обязать Межведомственную комиссию при Правительстве Тверской области по земельным отношениям в течении одного месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу повторно рассмотреть проект "Генерального плана Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области" в части предложения по включению земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункта "адрес".
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 мая 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции с оставлением в силе решения суда первой инстанции по мотиву неправильного применения судами норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что суды не учли, что администрация Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области в органы государственной власти Тверской области с предложениями о внесении изменений в действующие документы территориального планирования не обращалась; правовой режим земель водного фонда предполагает, что указанные земли находятся в федеральной собственности, что не допускает передачу в категорию земель, собственность на которые не разграничена; на настоящий момент генеральный план Алферовского сельского поселения утвержден.
Относительно доводов кассационной жалобы административным истцом поданы возражения.
В судебном заседании представитель Правительства Тверской области кассационную жалобу поддержал, дал объяснения по доводам в ней изложенным.
Представитель административного истца, в судебном заседании возражал против доводов жалобы, считает апелляционное определение законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в дел, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Постановлением Правительства Тверской области N61-пп от 04.10.2011 года образована Межведомственная комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, утверждено Положение о Межведомственной Комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям.
Согласно Положению о Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее - Комиссия) является коллегиальным координационно-совещательным органом при Правительстве Тверской области в целях эффективного решения вопросов и выработки оптимальных управленческих решений в сфере земельных отношений.
В соответствии с подп. г, г-1 п.4 Положения о Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям к основным функциям комиссии относится рассмотрение вопросов и подготовка предложений о согласовании либо отказе в согласовании проектов схем территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проектов схем территориального планирования, субъектов Российской Федерации; рассмотрение предложений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц о подготовке проектов документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, о подготовке проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Тверской области, рассмотрение вопросов в целях принятия решений об утверждении документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, об утверждении изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Тверской области либо об их отклонении и направлении на доработку.
Основными задачами Комиссии является также предварительное рассмотрение вопросов, относящихся к компетенции Комиссии, и подготовка предложений, носящих рекомендательный характер, с учетом мнения исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и организаций, участвующих в работе Комиссии (подп. б п.З).
Постановление Правительства Тверской области от 19.05.2020 N 238- пп (ред. от 28.05.2021) утвержден состав и порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы
Согласно п. 44 указанного Порядка проект документа территориального планирования, рекомендации рецензентов, информация о результатах проведенного согласования, а также материалы и информация о результатах общественных обсуждений рассматриваются на заседании Комиссии.
По результатам рассмотрения на заседании Комиссии проекта документа территориального планирования Комиссия рекомендует Правительству Тверской области принять решение о его утверждении или об отклонении такого проекта и направлении его на доработку (п.47). В случае отклонения проекта документа территориального планирования и Направления его на доработку такое решение направляется заинтересованному лицу в срок, не превышающий три месяца со дня поступления проекта документа Территориального планирования в уполномоченный орган (п.48).
В случае, если Комиссия рекомендует Правительству Тверской области принять решение об утверждении проекта документа территориального планирования, уполномоченный орган обеспечивает в сроки, установленные регламентом Правительства Тверской области, подготовку и принятие Правительством Тверской области такого решения (п.49).
Документы территориального планирования, в том числе изменения в такие документы, утверждаются постановлением Правительства Тверской области (п.4).
Как следует из материалов дела, Базанову А.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, 1967 года постройки, назначение - жилое, общей площадью 52, 9 кв.м, инвентарный номер 3-1267, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес" "адрес". Право собственности на жилой дом зарегистрировано в Управление Росреестра по Тверской области 14.08.2007 года, запись регистрации N 269-69-11/022/2007-076.
Основанием регистрации права собственности, согласно представленным копиям регистрационного дела в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N послужило, в том числе, заочное решение Калязинского районного суда Тверской области от 14.02.2007 года по гражданскому делу N 2-32 по иску Базанова А.А. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Тверской области о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным; данное решение вступило в законную силу 12.03.2007 года.
Указанным заочным решением Калязинского районного суда "адрес" от 14.02.2007 года по гражданскому делу N 2-32 установлено, что спорное помещение было построено и сдано в эксплуатацию в 1973 году, как рыбацкий стан - жилой одноэтажный дом. Это обстоятельство подтверждается выпиской из протокола N 1 заседания исполкома Райсовета Калязинского района от 12.01.1973 года, где слушался вопрос о выделении земельного участка площадью 500 кв. метров под строительство рыбацкого стана - жилого одноэтажного дома, актом Государственной приемной комиссии от 21.09.1973 года о приемке этого дома в эксплуатацию, где это здание именуется как жилой бригадный дом для рыбаков.
Исходя из представленных архивом первичных документов на ввод здания в эксплуатацию, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что спорное помещение сдавалось в эксплуатацию, как жилое и использовалось для проживания рыбаками.
Указанный жилой дом полностью находится в границах земельного участка с кадастровым номером N, дата присвоения кадастрового номера 06.05.2004 года, площадью 1 057 кв.м, категория земель - земли водного фонда, вид разрешенного использования - для обслуживания жилого дома, почтовый адрес ориентира: "адрес".
Судами также установлено, что 15.03.2019 г. Базанов А.А. обратился в администрацию Алфёровского сельского поселения Калязинского района Тверской области с заявлением о внесении изменений на часть территории в Генеральный план МО Алфёровского сельского поселения Калязинского района Тверской области в связи с включением в границы д. Устиново (в жилую функциональную зону) земельного участка с кадастровым номером N площадью 1057 кв.м, имеющего категорию "земли водного фонда" и разрешенным использованием "для индивидуальной жилой застройки", расположенного по адресу: "адрес".
25.04.2019 года между ООО "Тверское Кадастровое Бюро" и представителем административного истца Кубли Д.А, заключен договор на выполнение работ N11/45, в соответствии с которым, исполнитель обязался выполнить работы по подготовке проекта по внесению изменений на часть территории в генеральный план Алфёровского сельского поселения Калязинского района Тверской области, в связи с включением в границы в д. Устиново указанного земельного участка.
На основании обращения АО "Особое конструкторское бюро Московского энергетического института" распоряжением Правительства Тверской области N494-рп от 24.06.2020 года "О принятии решения о подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области" было принято решение о подготовке генерального плана Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области.
Проект Генерального плана Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области в новой редакции подготовлен по заказу администрации Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области.
Администрацией Алферовского сельского поселения при разработке проекта Генерального плана Алферовского поселения предусмотрено изменение не только функциональной зоны, в которой расположены земельные участки Госкорпорации "Роскосмос", а также включение ряда земельных участков в границы населенных пунктов, в том числе и включение земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к категории земель водного фонда, в границы населенного пункта - "адрес".
Проект генерального плана Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области разработан 21.08.2020 года, разработчиком проекта являлось ООО "Тверское кадастровое бюро".
Спорный проект Генерального плана Алферовского сельского поселения предусматривал изменение категории земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 18.06.2021 года N 21 при рассмотрении проекта генерального плана Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области Правительству Тверской области рекомендовано утвердить проект "Генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области" с учетом отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N к научно-производственной функциональной зоне, включения земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункта Устиново; исключить из проекта "Генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области" предложение по включению земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункт Устиново ввиду противоречивости сведений о данном земельном участке и недостаточности обоснования включения границы населенного пункта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 18.06.2021 года N 21 при рассмотрении проекта генерального плана Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области принято в рамках, имеющихся у нее полномочий, в соответствии с действующим законодательством, в соответствии с постановлением Правительства Тверской области N238-пп от 19.05.2020 года, прав и охраняемых законом интересов административного истца не нарушает; Правительством Тверской области не принималось каких-либо правовых актов и решений, содержащих обязательные предписания, влекущие юридические последствия для Базанова А.А. Правительство Тверской области каких-либо решений по проекту "Генеральный план Алферовского сельского Поселения Калязинского района Тверской области" не принимало, в связи с чем, не нарушало прав и законных интересов Базанова А.А.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился частично, отменив решение суда первой инстанции в части и приняв новое решение.
Суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункты 24, 25 Положения о Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 04.10.2011 N 61-пп, пришел к выводу о том, что решение Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 18 июня 2021 года вопреки выводам суда первой инстанции, может являться предметом самостоятельного обжалования, поскольку такое решение является обязательным для исполнительных органов государственной власти Тверской области, государственных учреждений Тверской области; таким образом, исключение Комиссией из проекта "Генеральный план Алферовского сельского поселения Калязинского района Тверской области" предложения по включению земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункт Устиново препятствует дальнейшему рассмотрению данного вопроса уполномоченными органами (Правительством Тверской области), что повлекло правовые последствия для административного истца.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необоснованности ссылок Межведомственной комиссии на противоречивость сведений о данном земельном участке и недостаточности обоснования включения границы населенного пункта, поскольку судом достоверно установлено, что регистрация права собственности Базанова А.А. на жилой дом площадью 52, 9 кв.м, инвентарный номер 3-1267, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", сомнений не вызывает, а также установлено расположение данного дома на земельном участке в виде острова, участка суши. Данный земельный участок не обладает признаками земель водного фонда, применительно к ч. 1 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем ссылки Межведомственной комиссии на противоречивость сведений о данном земельном участке и недостаточности обоснования включения границы населенного пункта, являются несостоятельными, и принял решение об отмене решения Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 18 июня 2021 года в рассматриваемой части, как незаконного.
Также судебная коллегия пришла к выводу о том, что заявленные требования административного истца к иным административным ответчикам удовлетворению не подлежат, поскольку кроме Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, иными административными ответчиками какие-либо решения не принимались, действий (бездействий) в отношении административного истца не допущены.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу приведенных правовых положений, по результатам рассмотрения на заседании Комиссии проекта документа территориального планирования Комиссия принимает одно из следующих решений: рекомендует Правительству Тверской области принять решение о его утверждении или об отклонении такого проекта и направлении его на доработку. Принятие межведомственной комиссией иных решений вышеуказанными правовыми актами не предусмотрено. Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции не принял во внимание, что само решение является не мотивированным, а следовательно незаконным.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В данном случае административным ответчиком указанные выше требования законодательства не выполнены, соответственно, в нарушение пунктов 3, 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность принятого решения не доказана.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у суда апелляционной инстанции имелись основания, предусмотренные частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения районного суда и удовлетворения требования административного истца о признании решения незаконным.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку они не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а сводятся к изложению правовой позиции административного истца, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную правовую оценку в обжалуемом апелляционном определении.
Несогласие кассатора с выводами суда апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Нарушений влекущих безусловную отмену судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 6 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Тверской области Травкиной ФИО10 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.