Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Рахманкиной Е.П, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Смоленской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 октября 2021 года, вынесенное по административному делу N 2а-626/2021 по административному исковому заявлению Ярцевского межрайонного прокурора к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя административного истца по доверенности прокурора Половникову А.А, поддержавшую доводы кассационного представления заинтересованного лица ГУ МЧС России по Смоленской области по доверенности Николаевскую В.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ярцевский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее по тексту - МТУ Росимущества), в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика по ненадлежащему содержанию федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером N-у-0190, расположенного на территории Смоленского бюджетного учреждения "Ярцевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" (далее - СРНЦ "Радуга") по адресу: "адрес" "адрес" " "адрес"".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права административный истец просил обязать МТУ Росимущества в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по оценке технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, подготовить к приему укрываемых лиц в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 (далее - Правила N 583).
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки соблюдения требований действующего законодательства в отношении защитных сооружений гражданской обороны, установлено, что названное защитное сооружение гражданской обороны зарегистрировано в реестре федерального имущества под реестровым N В 13670002373 и является федеральной собственностью, однако в настоящее время содержится с нарушением Правил N 583 в состоянии непригодном для использования по прямому назначению, не имеет хранителя.
Убежище к приему укрываемых не готово, состояние систем жизнеобеспечения не соответствует предъявляемым к ним требованиям, инженерное оборудование отсутствует.
Негативным последствием выявленных нарушений является создание угрозы безопасности населения, материальных и культурных ценностей в случае возникновения военных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 5 июля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 октября 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований Ярцевского межрайонного прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурор Смоленской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, с оставлением в силе решения суда первой инстанции, по мотиву неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 марта 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В силу статьи 7 Закона N 28-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября1999 года N 1309 (далее - Порядок N1309), к объектам гражданской обороны относятся: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
В целях сохранения имеющегося фонда - защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных (далее - Правила N 583).
Здание (двухэтажное, деревянное), общей площадью 601, 1 кв. метров, по адресу: "адрес", ул. "адрес" " "адрес" в котором расположено защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный N В13670002373), распоряжением Администрации Смоленской области от 24ноября 2005 года N 982-р/адм принято в государственную собственность Смоленской области.
На основании распоряжения Администрации Смоленской области от 19 июля 2006 года N 639-р/адм, приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области N 393 от 27 июля 2006 года указанный объект недвижимости по акту приема-передачи от 28 июля 2006 года передан в оперативное управление Смоленскому бюджетному учреждению "Ярцевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" (далее - ГОГБУ СРЦН "Радуга").
Вместе с тем, спорный объект числится в реестре федерального имущества под реестровым N В13670002373.
По результатам оценки доказательств суд первой инстанции, установив, что спорное защитное сооружение гражданской обороны, находящееся в собственности Смоленской области, содержится ненадлежащим образом, ограниченно готово к приему укрываемых, требует текущего ремонта, в виду частичного разрушения строительных конструкций, требует частичной замены оборудования, пришел к выводу о том, что МТУ Росимущества, осуществляющем полномочия собственника федерального имущества, допущено незаконное бездействие в виде непринятия мер по надлежащему содержанию указанного объекта, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц по обеспечению возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что собственником спорного объекта недвижимости является Смоленская область, указанное здание передано собственником в оперативное управление СРНЦ "Радуга", в связи с чем, возложение на административного ответчика обязанности по обеспечению сохранности данного защитного сооружения гражданской обороны, принятию мер по поддержанию в состоянии готовности к использованию, является неправомерным.
Согласно частью 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 1.2 Правил N 583 установлено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил N 583 обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
Согласно пункту 3.1.1 Правил N 583 при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление ВС РФ N 3020-1) объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра Недвижимости (абзац третий пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Суд апелляционной инстанции ввиду того, что защитное сооружение гражданской обороны не является федеральным имуществом, имущество принадлежит субъекту Российской Федерации - Смоленской области, находится в эксплуатации юридического лица, пришел к правильному выводу о том, что МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях не является надлежащим ответчиком и субъектом ответственности за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации объектов гражданской обороны.
Судебная коллегия отклоняет доводы кассационного представления прокурора о том, что суд апелляционной инстанции неправомерно не принял во внимание положения пункта 3 Постановления ВС РФ N 3020-1, а факт регистрации права собственности на здание в составе, которого находится защитное сооружение гражданской обороны за Смоленской областью не является доказательством регистрации права собственности на спорный объект, как основанные на ином толковании автором жалобы положений закона, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного акта.
Выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия находит верными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ.
Оснований, перечисленных в части 3 статьи 328 КАС РФ и влекущих безусловную отмену апелляционного определения по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 октября 2021 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.