Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Жудова Н.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Ярыгина Михаила Михайловича на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 11 января 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-1227/2021 по административному исковому заявлению Ярыгина Михаила Михайловича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области", Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N68", Федеральной службе исполнения наказаний о компенсации морального вреда, причинного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц, компенсации за нарушение условий содержания, заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав в режиме видеоконференц-связи Ярыгина М.М, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ярыгин М.М. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" (далее - ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области), Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N68" (далее - ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России), обязать устранить допущенные нарушения, взыскать компенсацию морального вреда, причинными незаконными действами (бездействиями) должностных лиц в размере 50 000 рублей с каждого, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 15 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что административный истец отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области. 13 июля 2021 года при производстве обыскных мероприятий сотрудниками исправительного учреждения был изъят бандажный пояс, ношение которого ему предписано после перенесенных трех хирургических операций. 21 июля 2021 года заместителем начальника учреждения Дубровиным В.Н. указанный пояс ему возращен. Однако, длительное отсутствие бандажного пояса, провоцировало ухудшение его здоровья и причинило ему нравственные и физические страдания.
Кроме того, 31 июля 2021 года сотрудники исправительного учреждения препятствовали ему в посещении медико-санитарной части, медицинские работники его приём и осмотр своевременно не осуществили его приём и осмотр, в результате чего он находился в очереди более трех часов, не попал на обед. При этом, терапевт забыл выписать ему жизненно необходимый препарат "панкреатин", что свидетельствует о допущенном нарушении условий содержания.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 28 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 11 января 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Ярыгина М.М. отказано.
В кассационной жалобе Ярыгин М.М. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, неверное установление обстоятельств дела, повлекших необоснованные выводы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Порядок организации оказания осужденным медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).
Прием осужденных в филиалах федеральных казенных учреждениях здравоохранения - медицинских санитарных частях ФСИН России производится по предварительной записи и по назначению медицинского работника в соответствии с режимом работы. Экстренная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни осужденного, осуществляется круглосуточно (пункт 127).
При невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (пункт 125).
Пунктом 33 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, установлено, что медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи.
В учреждении УИС журнал предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником (приложение N 9) ведет начальник отряда, который перед началом приема (осмотра) передает его в медицинскую часть (здравпункт). Медицинский работник оказывает медицинскую помощь всем осужденным, записавшимся в журнале предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником, с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой. После приема (осмотра) журнал предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником возвращается начальнику отряда.
Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.
Сроки ожидания оказания медицинской помощи регламентированы Программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемыми каждый год постановлением Правительства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ярыгин М.М. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области.
Судом установлено, что 31 июля 2021 года административный истец по предварительной записи был записан к врачу-терапевту Поймановой Е.А. По результатам проведенного осмотра, врачом назначено лечение, которое Ярыгиным М.М. было получено в полном объеме. Ожидание в очереди на прием вызвано необходимостью оказания неотложной медицинской помощи другому осужденному. При этом, препарат "панкреатин" назначался административному истцу по показаниям ранее (26 июля 2021 года) для снятия воспалительного процесса с продолжительностью лечения 7 дней.
По доводам административного иска о неправомерном изъятии в ходе проведения обыска в жилых и производственных зонах исправительного учреждения у Ярыгина М.М. бандажа, не нашел своего подтверждения. В акте исправительного учреждения о результатах обыска от 13 июля 2021 года указанная информация отсутствует, каких - либо обращений в адрес начальника исправительного учреждения в период времени с 13 июля 2021 года - 21 июля 2021 года по вопросу пропажи бандажного пояса от административного истца не поступало.
Учитывая изложенные выше нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по настоящему административному делу обстоятельства, выводы судов об отсутствии оснований для признания действий, бездействия административных ответчиков незаконными, являются правильными.
Доводы кассационной жалобы об обратном, основаны на неверном понимании и толковании норм права, противоречат установленным по административному делу обстоятельствам.
Оставляя заявленные административным истцом требования без удовлетворения, суды нижестоящих инстанций исходили из того, в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения факты нарушения прав истца на своевременное получение качественной и квалифицированной медицинской помощи врачами-специалистами, виновных действий со стороны административного ответчика, каких-либо относимых и допустимых доказательств ненадлежащего оказания медицинской помощи административным истцом не представлено.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что административному истцу оказание экстренной или неотложной помощи не требовалось, поскольку признаки его заболевания не вызывали угрозу для жизни, ему назначалось плановое лечение по показания. Утверждение административного истца о виновном неназначении жизненно необходимых препаратов доказательствами, представленными в материалы дела, не подтверждено.
Доводам административного истца о несогласии с выводами суда первой инстанции о надлежащей организации работы МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России дана оценка судом апелляционной инстанции, не согласиться с которой у судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы факт изъятия в ходе обыскных мероприятий медицинского бандажа судами не установлен.
Судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом соблюдены.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом первой и апелляционной инстанций дана неправильная оценка представленным доказательствам в силу статьи 329 КАС РФ не могут являться предметом проверки суда кассационной инстанции, поскольку кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В силу части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем, кассационная жалоба Ярыгина М.М. удовлетворению не подлежит.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 11 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ярыгина Михаила Михайловича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.