Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В., судей фио, фио, при помощнике Буряковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней истцов фио, фио на решение Тверского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Департаменту здравоохранения адрес об оспаривании действий должностного лица, обязании устранить допущенные нарушения, отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио, фио обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Департаменту здравоохранения адрес об оспаривании действий должностного лица Департамента здравоохранения адрес фио, выразившихся в ненадлежащем рассмотрении ее обращения от дата, пункты 2, 3 которого просила признать обязательными к исполнению и принять по заявлению решение, обязав ответчика признать заболевание фио, паспортные данные орфанным - редким, наследственным, имеющим ограничения жизнедеятельности в соответствии с рекомендациями Федерального специализированного центра наименование организации с дата.
В обоснование требований указано, что должностным лицом Департамента здравоохранения адрес нарушены права несовершеннолетней дочери фио - фио на установление инвалидности и гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
фио принимала участие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Истец фио в судебное заседание не явилась.
Ответчик Министерство здравоохранения Российской Федерации в суд явку представителя не обеспечил, извещался надлежащим образом, представил письменные возражения на иск.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения адрес в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое просили отменить истцы фио, фио по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда указанным требованиям не отвечает.
Согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение было постановлено в отсутствие сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции фио
В связи с изложенным, определением от дата судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
Разрешая спор по существу, выслушав посредством использования систем видеоконференцсвязи истца фио, представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации по доверенности фио, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, фио, паспортные данные согласно заключительному эпикризу отделения хирургии детей и подростков от дата N дата, выданному наименование организации установлен основной клинический диагноз: первичное имуннодефицитное состояние - аутовоспалительный синдром, хронический небактериальный остеомиелит.
дата истец обратилась к заместителю руководителя Департамента здравоохранения адрес фио с заявлением о выдаче заверенных копий заявлений в отношении несовершеннолетней дочери фио за дата и дата, ответов учреждения, а также копии направления на включение сведений в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, заключения Комиссии субъекта РФ об орфанном заболевании фио с дата.
В ответ на обращение письмом от дата N дата/10 истцу даны разъяснения по вопросу направления информации о включении фио, паспортные данные в Регистр, утвержденный Постановлением Правительства РФ от дата N403.
Аналогичные разъяснения даны истцу в ответе на обращение от дата заместителем директора Департамента, начальником управления лицензирования, лекарственного обеспечения и информатизации здравоохранения.
При обращении в суд с настоящими требованиями, истец ссылалась на то, что ответчики нарушили право фио на установление инвалидности, поскольку в медицинской документации содержится недостоверная информация о диагнозе фио, так как последняя страдает жизнеугрожающим и хроническим прогрессирующим редким (орфанным) заболеванием.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 181-ФЗ).
Согласно статье 32 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 - 3 Правил, признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 608, Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 2 Положения Минздрав России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных учреждений, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от дата N 1286-р.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте здравоохранения адрес, утвержденного постановлением Правительства адрес является исполнительным органом государственной власти адрес.
Одним из полномочий Департамента здравоохранения адрес является организация оказания населению адрес в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи (пункт 2.13 Положения).
Таким образом, Департамент здравоохранения адрес является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельно осуществляющим полномочия по организации оказания медицинской помощи населению соответствующего субъекта Российской Федерации.
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний определен постановлением Правительства РФ от дата N 403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента".
В адрес ведение регионального сегмента Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями осуществляется в соответствии в с указанным постановлением и формируется на основании сведений о лицах, страдающих заболеваниями, включенными в перечень.
Заболевание фио, паспортные данные в данный перечень не входит.
Правила признания лица инвалидом определены постановлением Правительства РФ от дата N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Так, медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Решение о наличии показаний для направления на медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ) принимается врачебной комиссией медицинской организации. Порядком предусмотрено, что в случае если медицинская организация отказала гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
По информации медицинской организации установлено, что с дата по настоящее время (за исключением участия на врачебной комиссии дата) на диспансерные осмотры и консультации специалистов фио, паспортные данные не приходила.
дата состоялось заседание врачебной комиссии, показаний для направления на МСЭ не выявлено, выдана справка, с которой, в соответствии п. 19 указанного постановления, фио, паспортные данные (или ее законный или уполномоченный представитель) имела право обратиться в бюро самостоятельно.
В рамках рассмотрения обращения для решения вопроса о дальнейшей тактике лечения и наблюдения, наличии показаний для направления на МСЭ фио, паспортные данные приглашена посредством электронной почты на заседание врачебной комиссии на дата в 14.00, на заседание не явилась, в связи с чем, установить наличие или отсутствие показаний для направления на МСЭ не представилось возможным.
Таким образом, поскольку решение вопроса об установлении инвалидности относится к исключительно компетенции федерального учреждения медико-социальной экспертизы, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок установления инвалидности, обжалования решений федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы и иного порядка не предусмотрено, при этом ни Министерство здравоохранения Российской Федерации, ни Департамент здравоохранения адрес законом не отнесены к федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы, наделенным полномочиями по признанию лица инвалидом, то исковые требования фио, фио к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Департаменту здравоохранения адрес об оспаривании действий должностного лица, обязании устранить допущенные нарушения, в том числе, путем выдачи документов, указанных в заявлении от дата, не подлежат удовлетворению. Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что истцами неверно выбран способ защиты своего права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда адрес от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований фио, фио к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Департаменту здравоохранения адрес об оспаривании действий, обязании устранить допущенные нарушения - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.