Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., и судей Лобовой Л.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи Бухареве И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Подколзина К.К. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 06 августа 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-4868/2021), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Подколзина К. К. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа, обязании произвести перерасчет пенсии - отказать.
установила:
Истец Подколзин К.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области, в котором просил признать незаконным отказ в перерасчете пенсии, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 16.01.2019 г, определив страховую часть пенсии в размере 9 079 руб. 09 коп, фиксированный размер к страховой пенсии в размере 6 187 руб. 66 коп, выплатить образовавшуюся задолженность.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем страховой пенсии по старости, при этом считает размер пенсии недостаточным, в связи с чем обращался к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, однако ответчик перерасчет пенсии не произвел.
В судебном заседании истец Подколзин К.К. и его представитель Иванов Р.В. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Демехина К.А. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец Подколзин К.К. по доводам своей апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав истца Подколзина К.К, представителя ответчика Росберг Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть вторая статьи 23 указанного Федерального закона).
Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.
С 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года пенсионное обеспечение на территории РФ осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Размер пенсии находится в прямой зависимости от трудового стажа и индивидуального заработка каждого конкретного гражданина, приобретенных за период по 31 декабря 2001 года.
С 01 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В силу пункта 4 статьи 30 Закона N173-Ф3 при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 30.3 Закона N173-Ф3 размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года N16п установлена форма заявления о назначении, перерасчете размера пенсии.
Из материалов дела следует, что с 16.01.2019 г. Подколзин К.К. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом N400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
07.07.2020 г. на основании решения Симоновского районного суда г. Москвы от 22.11.2019 г. осуществлен пересмотр права на страховую пенсию по старости с учетом включения в стаж периода работы в районах Крайнего Севера с 10.02.1977 г. по 22.04.1985 г, включения в страховой стаж периодов работы с 11.05.1985 г. по 18.11.1986 г, с 21.08.1987 г. по 30.11.1987 г, с 23.01.1990 г. по 15.05.1990 г, с 16.05.1990 г. по 30.12.1994 г, с 04.01.1995 г. по 27.05.1998 г, с 01.06.1998 г. по 15.09.1998 г.
Расчетный размер пенсии на 01.01.2002 года составил: 0, 55, при общем стаже на 01.01.2002 г. - 23 года 10 месяцев 28 дней, в том числе страховой стаж до 01.01.1991 г. - 13 лет, 10 месяцев 28 дней, стаж для определения права на пенсию 37 лет 0 месяцев 15 дней.
Расчет пенсии произведен из наиболее выгодного варианта по п.3 ст. 30 Федерального закона N173.
Коэффициент отношения заработной платы пенсионера к заработной плате по стране за 2000-2001гг. - 0, 870.
Количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяются для расчета страховой части указанной пенсии - 228 мес.
Коэффициент отношения фактического трудового стажа к требуемому, при общем трудовом стаже до 01.01.2002 г. - 23 г. 10 мес. 27 дн.=(23 г.х12 м.+10 мес.)+(27 дн./30 дн.)= 286, 9000/300 месяцев (для мужчин, в соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ) =0, 95644444.
Коэффициент индексации от 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г. - 5, 61481658 (с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г.).
Базовая часть пенсии- 450, 00 руб.
Средняя заработная плата в РФ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации- 1 671, 00 руб.
Страховые взносы на дату назначения пенсии - 434506, 96 руб. (по выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г.).
Расчетный размер пенсии по старости по состоянию на 01.01.2002 г. составил- 799, 57 руб. (0, 55х0, 870х1671, 00), в том числе базовая часть пенсии - 450, 00 руб.
799, 57 руб. - 450, 00 руб. (базовая часть)х 228 мес. х 0, 9564444 (коэффициент отношения фактического трудового стажа к требуемому)= 76230, 50 руб. (расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 г).
76230, 50 руб.х5, 61484658 (коэффициент индексации с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г.)=428020, 26 руб. (пенсионный капитал на дату назначения пенсии).
428020, 26+434506, 96 руб. (начисленные страховые взносы)/228 месяцев+ 431, 77 руб. (сумма увеличения страховой пенсии за счет валоризации величины пенсионного капитала)= 4 214, 78 руб. (страховая пенсия по состоянию 31.12.2014г).
Величина ИПКс до 01.01.2015 г. составила 4 214, 78 руб. (страховая пенсия)/64, 10 руб. (стоимость одного пенсионного коэффициента)=65, 753.
Величина ИПКн после 01.01.2015 г. - 0, 256.
КвСП (коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента)=1.
Величина ИПК на дату назначения страховой пенсии по старости составила: (65, 753+0, 256)=66, 009.
Размер страховой пенсии по старости на дату назначения с учетом повышающего коэффициента составил 6161, 76 руб. х 1, 07 (66, 009х87, 24).
Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на дату назначения 16.01.2019 г. составил 11 794, 66 руб. (страховая часть - 6 161, 76, фиксированная выплата с учетом повышающего коэффициента 5 632, 90 руб.).
19.09.2019 г. Подколзиным К.К. подано заявление о перерасчете пенсии за периоды за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала в связи с предоставлением документов о заработной плате, в соответствии с п.1 ст. 20 истцу осуществлен перерасчет размера страховой пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете трудовой пенсии в сторону увеличения.
Размер страховой пенсии по старости после перерасчета составил 14 712, 05 руб, где повышающий коэффициент - 9 079, 15 руб, фиксированная выплата -9 079, 15 руб.
Из представленного ответчиком расчета следует, что размер страховой пенсии по старости на 01.06.2022 г. составляет 19 915, 89 рублей.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Из указанного следует, что в настоящий момент пенсия истцу выплачивается в полном объеме и в соответствии с действующим законодательством. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имелось.
Учитывая, что в соответствии с решением Симоновского районного суда г.Москвы от 22.11.2019 года ответчик обязан произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с 16.01.2019 г, основания для перерасчета размера пенсии с учетом отношения средней заработной платы - 1, 2 с даты назначения пенсии, отсутствуют.
Доводы истца в обоснование требований не основаны на положениях действующего законодательства, а расчет размера его пенсии произведен ответчиком в строгом соответствии с пенсионным законодательством, пенсия назначена ранее достижения установленного пенсионного возраста, с учетом работы истца в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на то, что должен быть применен коэффициент повышения 1, 16 к фиксированной выплаты страховой пенсии, являются необоснованными.
В соответствии с ч.ч.4, 5 ст.16 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Поскольку право на страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у истца возникло 04.08.2017 г, то применяется коэффициент повышения фиксированной выплаты - 1, 056.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 06 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Подколзина К.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.