Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В.
и судей Заскалько О.В, Рачиной К.А, при помощнике судьи Макушненко В.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Муромцева И.В. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-5656/2021), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Муромцева И.В. к Департаменту здравоохранения города Москвы об обязании обеспечить лекарственным препаратом за счет средств бюджета, отказать.
установила:
Истец Муромцев И.В. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения города Москвы, в котором просил обязать ответчика обеспечить его лекарственным препаратом Нусинерсен в соответствии с назначением врачебной подкомиссии; решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом 1 группы, ему установлен диагноз "ххх". В ФГБНУ "Научный центр неврологии" Минобрнауки России было проведено заседание врачебной подкомиссии по назначению лекарственных препаратов от 28.07.2021, которая, рассмотрев медицинские документы истца, единогласно решиланазначить ему лекарственный препарат Нусинерсен по жизненным показаниям. В дальнейшем Муромцев И.В. обратился в Департамент здравоохранения города Москвы по вопросу решения вопроса организации обеспечения препаратом Нусинерсен, однако ему было отказано, что послужило основанием для обращения в суд с данным иском.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ахмадуллин Ф.Р. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика по доверенности Штефан Д.И. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Истец, представитель ответчика, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств об отложении дела не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности Ахмадуллина Ф.Р, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Муромцев И.В, хххх года рождения, является инвалидом х группы, имеет диагноз: " хххххххх".
Решениями врачебной подкомиссии ФГБНУ "Научный центр неврологии" от 28.07.2021 Муромцеву И.В. показано лечение препаратом Нусинерсен.
Согласно выписке из протокола заседания врачебной подкомиссии ФГБНУ НЦН по назначению лекарственных препаратов от 28.07.2021 врачебная подкомиссия пришла к выводу, что у пациента Муромцева И.В. имеется генетически подтвержденная хххх. При оценке числа копий паралогичного гена SMN 2 выявлено 4 копии (по копийности 7-го и 8-го экзонов). Заболевание имеет неуклонно прогрессирующий характер, сопровождается атрофией скелетных мышц и при отсутствии патогенетического лечения приводит к полной иммобилизации пациента. Учитывая наличие генетически подтвержденной мышечной атрофии пациенту Муромцеву И.В. показано лечение препаратом Нусирнерсен.
14.10.2021 Муромцеву И.В. выдано направление на госпитализацию в ГБУЗ ГКБ N 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ" Центр редких (орфанных) заболеваний у взрослых, с целью обследования и определения показаний к назначению лекарственного препарата Нусинерсен (подтверждение терапевтической эффективности, отсутствие нежелательных побочных эффектов и противопоказаний к применению). Однако, от госпитализации истец отказался.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, исследовал и оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности и, исходя из установленных обстоятельств, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Так, согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 15).
Согласно ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Статьей 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
В Приложении N 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.
Так, в Разделе "Группы населения" указаны "Инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет", а в графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" - все лекарственные средства.
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с ч.2 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Согласно ч.2 ст.6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Таким образом, назначение лекарственного препарата по жизненным показаниям возможно только по решению врачебной комиссии специализированной медицинской организации, с указанным методом и порядком лечения.
В соответствии с п. 4.1.6 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 N 425-ПП, Департамент организует обеспечение граждан лекарственными препаратами.
Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, к функциям которой отнесено, в частности принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи (п. 4.7).
Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, в котором должно содержаться, в частности обоснование принятого решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) (п. 16.4 Порядка).
В соответствии Положением о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 N 425-ПП, Департамент разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, в том числе: по вопросам организации оказания населению города Москвы всех видов медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы (п. 4.1.3); об организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, и отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание социальной поддержки в соответствии с правовыми актами города Москвы (п. 4.1.6).
Департамент на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения, в частности: по обеспечению оказания медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, по созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (п. 4.2.1); по организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 4.1.3 и 4.2.7 настоящего Положения, об определении порядка бесплатного отпуска продуктов питания по заключению врачей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, включая перечни заболеваний и (или) состояний, наличие которых является основанием для обеспечения продуктами питания, определение набора выдаваемых продуктов питания, их количества и периодичности выдачи (п. 4.2.2); по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (4.2.5).
Распоряжением Департамента здравоохранения г. Москвы от 31.12.2015 N 1452-р утвержден Порядок индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям, а также изделиями медицинского назначения согласно приложению к настоящему распоряжению.
В соответствии с указанным Порядком руководитель медицинской организации (юридического лица) государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную медико-санитарную помощь (далее - медицинская организация): осуществляет в установленном порядке проведение врачебной комиссии медицинской организации для принятия решения о назначении лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе лекарственных препаратов, при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям (далее - отдельные категории граждан при наличии медицинских показаний) (п. 1.1).
Привлекает при необходимости клинического фармаколога, внештатных окружных и других специалистов для принятия решения на врачебной комиссии медицинской организации о назначении лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения согласно п. 1.1 настоящего Порядка (п. 1.2).
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 41 Конституции РФ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 N 425-ПП, исходил из того, что Муромцев И.В. отказался от госпитализации с целью обследования и определения показаний к назначению лекарственного препарата Нусинерсен по направлению от 06.10.2021 N 000196424; при этом, вопросы дальнейшего лечения и назначения лекарственного препарата относятся к исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации и зависят от состояния пациента, эффективности назначенного лечения, в то время как истец в добровольном порядке отказался от такой госпитализации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муромцева И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.