Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Магжановой Э.А., судей фио, фио, при помощнике судьи Дебискаевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело N 2-32/ дата по апелляционной жалобе ответчика Черняевой Н.Е. на решение Басманного районного суда адрес от дата по иску исковому заявлению ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ к Черняевой Надежде Евгеньевне о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении,
УСТАНОВИЛА:
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ обратилось в суд с иском к Черняевой Н.Е. о признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указано, что ответчику военным университетом радиационной, химической и биологической защиты адрес им. Маршала Советского фио Тимошенко предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: адрес, на основании договора служебного найма в качестве служебной жилой площади. Согласно базе УЧЕТ ответчик имеет в собственности жилое помещение, расположенное в адрес. В адрес 1-го отдела документы, подтверждающие фактическое освобождение жилого помещения по адресу: адрес, не поступали. Из акта установления фактического проживания в служебном помещении, выписки из финансово-лицевого счета, следует, что в спорном жилом помещении проживает ответчик. Указанное обстоятельство препятствует реализации, военнослужащим - гражданам, признанными нуждающимися в специализированном жилом помещении, права в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на обеспечение специализированным жилым помещением по месту военной службы.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Ответчик Черняева Н.Е. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания извещена.
Судом первой инстанции постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
На состоявшееся решение ответчиком подана апелляционная жалоба, согласно которой просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания извещен.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания извещена.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Исходя из положений п.п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу положений ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования.
Согласно п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 214, 215 ГК РФ, и п. 12 ст. 1 Федерального закона от дата N 61-ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом.
Согласно подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата N дата "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", постановлением Правительства Российской федерации от дата N дата, "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с п. п. "а" п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации N 621 от дата "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", приказом Министра обороны Российской Федерации от дата N 444 "Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации", Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований федеральных законов, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Министерства обороны в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований постановлений и инструкций. Данный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от дата N 175, "О создании наименование организации Министерства обороны Российской Федерации, приказом Министра обороны Российской Федерации N 742 от дата наименование организации "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - наименование организации Минобороны России) определен специализированной организацией Министерства обороны, осуществляющей полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, в части реализации жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде, в том числе, на адрес и адрес.
В силу ст. 92, 94 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Статья 99 ЖК РФ определяет, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, служебные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилым помещением в соответствующем населенном пункте на время исполнения трудовых обязанностей, учебы, военной службы.
Таким образом, служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей (работы, службы и т.п.). При этом служебные жилые помещения должны находиться только в государственном или муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 101 ЖК адрес служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Из ст. 105 ЖК адрес следует, что порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством адрес.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Согласно п. 2 Постановления Совмина СССР от дата N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Из ст. 47 ЖК адрес следует, что ордер, выданный на основании решения о предоставлении жилого помещения гражданину, являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Ордер являлся распорядительным документом, на основании которого заключался договор найма жилого помещения.
Согласно п. 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от дата N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (период действия дата г.-2010 г.), предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. То есть, с соблюдением определенных процедур, в том числе, принятия на учет нуждающихся, предоставления жилья в порядке очередности, выдачи документов дающих право на вселение в жилое помещение.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерат или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из ч. 1 ст. 103 ЖК РФ следует, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения
указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчику Черняевой Н.Е. военным университетом радиационной, химической и биологической защиты адрес им. Маршала Советского фио Тимошенко предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: адрес, на основании договора служебного найма в качестве служебной жилой площади.
Согласно приказу Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, от дата N дата, жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, закреплено на праве оперативного управления за наименование организации Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ответу на запрос суда из ИФНС N1 по адрес на Черняеву Н.Е. зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества: кадастровый номер 50:44:0010108:759, расположенный по адресу: адрес; кадастровый номер 73:24:0210082160, расположенный по адресу: адрес.
Из акта фактического проживания граждан, из копии финансового - лицевого счета на жилое помещение объекта жилищного фонда Минобороны России, по адресу: адрес, следует, что до настоящего времени жилое помещение занимает Черняева Н.Е.
Согласно учетными данным Жилищных органов Минобороны, ответчик Черняева Н.Е, в настоящее время, на учете нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, с соответствующими заявлениями не обращалась, договор социального найма с ответчиком не заключался, ордер на вселение в спорное жилое помещение не выдавался.
На основании изложенного, суд первой инстанции, правильно определив юридически значимые обстоятельства, определив нормы действующего законодательства, подлежащие применению, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, учитывая при этом, что ответчиком не предоставлено каких-либо доказательств, что ее вселение в спорную квартиру было произведено в порядке, установленном ЖК адрес, или ЖК РФ, а также, принимая во внимание, что договор найма между сторонами не заключался, ордер, который бы являлся основанием к вселению ответчика в жилое помещение, отсутствует, ответчик по настоящему делу к категории лиц, обладающими правом на жилищное обеспечение по адрес не обладает.
Исходя из изложенного выше, принимая во внимание положений ст.56, 67 ГПК РФ, учитывая, что установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства не подтверждают факт наличия у Черняевой Н.Е. права на занимаемое ею жилое помещение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, поскольку постановлено на основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которым дана объективная и всесторонняя оценка, не согласиться с которой оснований не имеется, с учетом подлежащих применению норм материального права.
При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей, всесторонней и объективной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Выводы суда основаны на представленных сторонами в обоснование своей правовой позиции доказательств, оценка которым дана в решении суда с соблюдением требований ст.67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Фактически доводы апелляционной жалобы истца сводятся к иному толкованию действующего законодательства, регулирующего правоотношения порядок и основания предоставления служебного жилого помещения, и направлены на переоценку исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
Судебная коллегия также отмечает, что указанные истцом в апелляционной жалобе доводы, равно как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами суда, основанием для отмены решения суда не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда.
Вопреки доводам жалобы, нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении настоящего гражданского дела определены судом первой инстанции правильно.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.