Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Сурниной М.В., судей Полковникова С.В., Мрыхиной О.В., при помощнике судьи Казимирской Н.С., рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Полковникова С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Кучерова Алексея Евгеньевича на решение Черемушкинского районного суда адрес от 05 апреля 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Кучерова Алексея Евгеньевича о признании незаконным отказа нотариуса адрес фио в выдаче свидетельства о праве на наследство, отмене постановления об отказе в совершении нотариального действия, обязании выдать свидетельство о праве на наследство отказать",
УСТАНОВИЛА:
Заявитель Кучеров А.Е. обратился в суд с заявлением к нотариусу адрес фио о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство, отмене постановления об отказе в совершении нотариального действия, обязании выдать свидетельство о праве на наследство.
В обоснование заявленного требования указал, что 26 ноября 2021 года обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти жены его отца фио, умершей 16 мая 2021 г. Отказывая в совершении нотариального действия нотариус указал, что свидетельство о праве наследства по закону может быть выдано наследникам седьмой очереди наследования (пасынкам) фио только начиная с 17 мая 2023 года.
Заявитель и его представитель в судебном заседании заявление поддержали.
Нотариус адрес фио в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит заявитель Кучеров А.Е. по доводам апелляционной жалобы, указывая на нарушение судом норм права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя фио по ордеру фио, заявителя фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.2, п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда приведенным требованиям закона в полном объеме не отвечает.
Как установлено судом, 26 ноября 2021 года Кучеров А.Е. обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти жены его отца фио, умершей 16 мая 2021 г.
Постановлением нотариуса адрес фио от 06 декабря 2021 года Кучерову А.Е. было отказано в совершении нотариального действия, поскольку свидетельство о праве наследства по закону может быть выдано наследникам седьмой очереди наследования (пасынкам) фио только начиная с 17 мая 2023 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 1142-1145, 1148, 1163 ГК РФ, суд исходил из того, что заявитель Кучеров А.Е, являясь пасынком умершей фио, относится к седьмой очереди наследников по закону, в связи с чем свидетельство о праве на наследство не может быть выдано пока не истечет срок для принятия наследства всеми призванными к наследованию лицами.
С выводами суда, послужившими основанием для отказа в признании незаконным отказа нотариуса адрес фио в выдаче свидетельства о праве на наследство, отмене постановления об отказе в совершении нотариального действия, судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.
В силу статьи 312 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Нотариальные действия совершаются нотариусами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и другими законодательными актами, предусмотренными статьей 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Правомерность совершения действий нотариуса оценивается с учетом требований ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, которой установлены гарантии нотариальной деятельности.
Согласно данной норме закона нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
Основами законодательства РФ о нотариате, применительно к заявленным требованиям, установлено:
статьями 72, 73 - нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества;
статьей 48 - нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии с положениями ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В случае открытия наследства в день предполагаемой гибели гражданина (пункт 1 статьи 1114) наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Если право наследования возникает для других лиц вследствие отказа наследника от наследства или отстранения наследника по основаниям, установленным статьей 1117 настоящего Кодекса, такие лица могут принять наследство в течение шести месяцев со дня возникновения у них права наследования. Лица, для которых право наследования возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником, могут принять наследство в течение трех месяцев со дня окончания срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.38 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", течение сроков принятия наследства, установленных статьей 1154 ГК РФ, согласно статье 191 ГК РФ начинается на следующий день после календарной даты, которой определяется возникновение у наследников права на принятие наследства: на следующий день после даты открытия наследства либо после даты вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (пункт 1 статьи 1154 ГК РФ); на следующий день после даты смерти - дня, указанного в решении суда об установлении факта смерти в определенное время (пункт 8 части 2 статьи 264 ГПК РФ), а если день не определен, - на следующий день после даты вступления решения суда в законную силу; на следующий день после даты отказа наследника от наследства или отстранения наследника по основаниям, установленным статьей 1117 ГК РФ (пункт 2 статьи 1154 ГК РФ); на следующий день после даты окончания срока принятия наследства, установленного пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ (пункт 3 статьи 1154 ГК РФ).
Согласно п.6.2 Методических рекомендации по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления ФНП от 25.03.2019, протокол N03/19), если нет наследников по закону предшествующих очередей, правила о специальных сроках для принятия наследства (п. 2, 3 ст. 1154 ГК РФ) к наследникам по закону второй и последующих очередей, не применяются. Такие наследники принимают наследство в установленный законом общий шестимесячный срок при условии отсутствия сведений о наследниках по закону предшествующих очередей в материалах наследственного дела и прямого указания об этом в заявлениях наследников по закону второй и последующих очередей (п. 51 Регламента). Рекомендуется предупредить заявителя об ответственности за сокрытие сведений о наследниках предшествующих очередей, разъяснив правило о добросовестности действий участников гражданского оборота (ст. 10 ГК РФ). Наследники по закону второй и последующих очередей, при отсутствии наследников предыдущих очередей, обратившиеся к нотариусу с заявлением о принятии наследства после истечения шестимесячного срока, являются пропустившими срок принятия наследства.
Принимая во внимание изложенное, учитывая отсутствие сведений о наследниках по закону предшествующих очередей, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае правила о специальных сроках для принятия наследства (п. 2, 3 ст. 1154 ГК РФ) к наследникам по закону второй и последующих очередей не применяются, а поэтому отказ нотариуса адрес фио в совершении нотариального действия нельзя признать законным, в связи с чем постановление об отказе в совершении нотариального действия от 06 декабря 2021 года с регистрационным N N77/725-н/77-2021-2, вынесенное нотариусом адрес фио по заявлению фио о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону подлежит отмене.
Учитывая вышеизложенное, решение суда в данной части не может быть признано законным и обоснованным, так как выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным отказ нотариуса адрес фио в совершении нотариального действия - выдаче Кучерову А.Е. свидетельства о праве на наследство по закону на имущество, принадлежащее фио, умершей 16 мая 2021 года, а также отмене постановление об отказе в совершении нотариального действия от 06 декабря 2021 года с регистрационным N N77/725-н/77-2021-2, вынесенное нотариусом адрес фио по заявлению фио о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону.
В остальной части оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает, поскольку в силу ст. 73 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, наличие завещания, время и место открытия наследства, состав с место нахождения наследственного имущества.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда адрес от 05 апреля 2022 года отменить в части отказа в признании незаконным отказ нотариуса адрес фио в выдаче свидетельства о праве на наследство, отмене постановления об отказе в совершении нотариального действия
Признать незаконным отказ нотариуса адрес фио в совершении нотариального действия - выдаче Кучерову А.Е. свидетельства о праве на наследство по закону на имущество, принадлежащее фио, умершей 16 мая 2021 года, Отменить постановление об отказе в совершении нотариального действия от 06 декабря 2021 года с регистрационным N N77/725-н/77-2021-2, вынесенное нотариусом адрес фио по заявлению фио о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону.
В остальной части решение Черемушкинского районного суда адрес от 05 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.