Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей фио, фио, с участием прокурора фио, при ведении протокола помощником судьи Тимониной И.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ЗАО "КРАУС-М" по доверенности фио
на решение Пресненского районного суда адрес от 9 декабря 2021 года, которым постановлено:
"Иск заместителя Пресненского межрайонного прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "КРАУС-М" о возложении обязанностей - удовлетворить.
Обязать ЗАО "КРАУС-М" устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и пожарной безопасности по адресу: адрес, а именно:
- разработать на защитное сооружение ГО N01326 документацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- разработать необходимую проектно-сметную документацию для ремонта и обслуживание помещения ЗС ГО N01326;
- очистить от грязи воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства при эксплуатации систем вентиляции;
- смазать и окрасить оборудование в защитных сооружениях в ГО N01326;
- обеспечить исправное состояние и готовность к использованию по назначению в ЗС ГО N01326 инженерно-технического оборудования;
- обеспечить исправное состояние фильтровентиляционной системы в ЗС ГО N01326;
- провести осмотры и проверку качественного состояния фильтров поглотителей в установленном законом сроке в ЗС ГО N01326;
- устранить нарушения герметизации в ЗС ГО N01326;
- обеспечить сохранность уплотнителей герметических дверей в ЗС ГО N01326;
- обеспечить защитные свойства в ЗС ГО N01326 в целом, так и отдельных его элементов, входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всех сооружений, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
- окрасить стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер поливинилацетатными красками. Металлические двери и ставни - синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Окрасить элементы инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздухоотводы внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы;
- обеспечить в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению инженерно-технического оборудования ЗС ГО N01326;
- обеспечить содержание, эксплуатацию, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО N01326;
- проводить периодическое техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем в ЗС ГО N01326;
- обеспечить проведение капитального ремонта в целях восстановления исправности и ресурса технических систем с заменой или восстановлением любых частей, включая базовые, и их регулировкой в ЗС ГО N01326;
- произвести текущий и капитальный ремонт строительных конструкций в установленные законом сроки в ЗС ГО N001326;
- провести техническое обслуживание средств связи комплексно по единой планово-предупредительной системе, основанной на обязательном совмещении по месту и времени работ на составных частях средств связи и оповещения в ЗС ГО N01326;
- обозначить защитное сооружение гражданской обороны N 01326 установленным законом знаком",
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Пресненского межрайонного прокурора адрес, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, указав, что Пресненской межрайонной прокуратурой адрес проведена проверка информации 2 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес о длительном бездействии ответчика в части устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Так, 2 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес 09.03.2021, в 13 часов 00 минут, в помещениях ЗАО "КРАУС-М" по адресу: адрес проведена проверка по контролю за устранением нарушений по ранее выданному предписанию в установленный до 01.02.2021 срок (предписание N11 от 23.09.2019).
В ходе проведенной проверки выявлены существенные нарушения требований законодательства о гражданской обороне.
Сведений, а также подтверждающих материалов о выполнении предписаний 2 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес
N11 от 23.09.2019 должностными лицами ЗАО "КРАУС-М" до настоящего времени не представлены, нарушения не устранены.
Таким образом, ЗАО "КРАУС-М" допущено злостное уклонение от исполнения законных требований органов исполнительной власти, что создает реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, может привести к массовой гибели людей от опасных факторов пожара и иных чрезвычайных ситуаций.
Бездействие ответчика противоречит охраняемым законом интересам общества и государства, вследствие чего прокурор вынужден обратиться в суд для устранения нарушений.
В связи с изложенным истец просил суд обязать ответчика провести мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, выполнив обозначенные в представлении действия.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований, Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями действующего законодательства и оснований к его отмене или изменению не имеется.
В соответствии со ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на адрес от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В силу ч.1 ст.9 данного Федерального закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение (мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской (обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее-Правила).
В соответствии с п. 1.2 Правил данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытии, которые являются объектами гражданской обороны.
Согласно п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Согласно п. 3.2.1 указанных Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в Военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В п. 1.2, 2.1 и 2.2 вышеуказанных Правил установлено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что Пресненской межрайонной прокуратурой адрес проведена проверка информации 2 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес о длительном бездействии ответчика в части устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Так, 2 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес 09.03.2021, в 13 часов 00 минут, в помещениях ЗАО "КРАУС-М" по адресу: адрес проведена проверка по контролю за устранением нарушений по ранее выданному предписанию в установленный до 01.02.2021 срок (предписание N11 от 23.09.2019).
В ходе проведенной проверки выявлены существенные нарушения требований законодательства о гражданской обороне, а именно:
1. На защитное сооружение не разработана следующая документация: журнал проверки состояния убежища (ПРУ), сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗГ ГО на режим убежища (ПРУ), план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящихся в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкция по использования средств индивидуальной защиты, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция по пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага пожара, список телефонов
2. Не разработана необходимая проектно-сметная документация для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО N 01326;
3. При эксплуатации систем вентиляции не очищаются от грязи воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства. Не смазывается и не окрашивается оборудование в защитных сооружениях ГО N 01326;
4. Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению в ЗС ГО N 01326;
5. Состояние фильтровентиляционной системы не исправное в ЗС ГО N01326;
6. Не проводятся осмотры и проверки качественного состояния фильтров поглотителей в сроки, указанные в таблице 1 в ЗС ГО N01326;
7. Нарушена герметизация ЗС ГО N01326;
8. Не обеспечена сохранность уплотнителей герметических дверей (окрашены) в ЗС ГО N01326;
9. Не обеспечены защитные свойства в ЗС ГО N01326 в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всех сооружений, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
10. Стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер не окрашены поливинилацетатными красками. Металлические двери и ставни не окрашены синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздухоотводы внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы;
11. Инжерно-техническое оборудование ЗС ГО N01326 не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению;
12. Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования не осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО N01326;
13. Не проводится периодическое техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем в ЗС ГО N01326;
14. Не осуществляется капитальный ремонт в целях восстановления исправности и ресурса технических систем с заменой или восстановлением любых частей, включая базовые и их регулировкой в ЗС ГО N01326;
15. Не производится текущий и капитальный ремонт строительных конструкций в сроки, указанные в таблице 3 в ЗС ГО N01326;
16. Не проводится техническое обслуживание средств связи комплексно, по единой планово-предупредительной системе, основанной на обязательном совмещении по времени и месту работ на составных частях средств связи и оповещения в ЗС ГО N01326;
17. Защитные сооружения гражданской обороны N 01326 не обозначено установленным знаком.
Сведений, а также подтверждающих материалов о выполнении предписаний 2 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес N11 от 23.09.2019 должностными лицами ЗАО "КРАУС-М" до настоящего времени не представлены, нарушения не устранены.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку объем указанных в представлении несоответствий ответчиком не оспорен, доказательств полного или частичного устранения перечисленных недостатков не представлено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Именно на собственнике помещения лежит обязанность восстановить его, независимо того, в каком оно состоянии было у предыдущих собственников. Передаче помещения в ненадлежащем состоянии не освобождает собственника помещения от обязанности по приведению его в первоначальное состояние.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 9 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ЗАО "КРАУС-М" по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.