Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей Грибовой Е.Н., Раскатовой Н.Н., при ведении протокола помощником судьи Распитиным А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
гражданское дело по апелляционной жалобе Бобровского Д.Г. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2022 г, которым постановлено:
"Исковые требования Бобровского Дмитрия Геннадьевича к Публичному акционерному обществу "ИНГРАД" о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа на основании Закона о защите прав потребителей, возмещении судебных расходов - оставить без удовлетворения.",
УСТАНОВИЛА:
Бобровский Д.Г. обратился в суд с иском к ПАО "ИНГРАД" о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа на основании Закона о защите прав потребителей и возмещении судебных расходов, в обоснование которого указано следующее. 12 августа 2021 года между Бобровским Д.Г. и ПАО "ИНГРАД" был заключен договор купли-продажи квартиры N ДКП/СП4-01-17-071/3, согласно которому ответчик принял на себя обязательство передать в собственность истца жилое помещение N 529, общей площадью 67, 90 кв. метров, площадью (с учетом неотапливаемых помещений) 69, 60 кв. метров, жилой площадью 37, 80 кв. метров, расположенное по адресу: адрес, кадастровый номер... В соответствии с пунктом 2.1 договора цена квартиры составляет 25 630 483, 97 руб. Согласно пункту 2.2 договора оплата цены квартиры производится покупателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца в размере, определенном пунктом 2.1 договора в течение трех рабочих дней с даты подписания договора. 16 августа 2021 года истцом произведена оплата квартиры в полном объеме. Подпунктом 3.1.2 договора закреплено, что продавец обязуется совершить все необходимые действия для перехода права собственности на квартиру, в том числе своевременно подписать и представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию недвижимости, все необходимые документы. 25 августа 2021 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве было зарегистрировано право собственности истца на квартиру, номер регистрации... -77/072/2021-5.
Подпунктом 3.1.1 договора закреплено, что продавец обязуется передать покупателю квартиру не позднее пяти рабочих дней с даты государственной регистрации перехода права собственности от продавца к покупателю при условии полной оплаты покупателем цены квартиры, то есть не позднее 01 сентября 2021 года. 30 августа 2021 года истцом в присутствии представителя ответчика был произведен осмотр квартиры, в ходе которого, сторонами зафиксированы недостатки в виде нефункционирующей в кухне, туалете и ванной комнате системы вентиляции, отраженные в акте осмотра, а также иные недостатки (отсутствие уплотнителей на оконных блоках, отсутствие герметизации оконных блоков и продувание, отсутствие крепления канализации, сколы, царапины, повреждение на окнах и дверях). Таким образом, ответчик сам подтвердил наличие в квартире недостатков. При этом, квартира не была предоставлена продавцом в распоряжение покупателя, что подтверждается содержанием пункта 6 акта осмотра от 30 августа 2021 года, из которого следует, что продавец не передал покупателю ключи от квартиры. До настоящего времени ответчик не направил истцу уведомление о готовности передать квартиру по передаточному акту. При этом, квартира фактически не передана во владение истца, что также подтверждается ответом продавца на претензию покупателя, в которой последний просил обеспечить доступ в квартиру для ее осмотра дизайнером. На основании изложенного, поскольку квартира фактически по договору была передана 23 декабря 2021 года, истец обратился в суд и просил взыскать с ответчика неустойку на основании п. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей за период с 02 сентября 2021 года по 18 октября 2021 года в размере 6 023 163, 73 руб, а также с 19 октября 2021 года по день фактической передачи квартиры, компенсацию морального вреда в размере 5 000, 00 руб, штраф на основании Закона о защите прав потребителей в размере 50% от суммы, взысканной в пользу истца, а также возместить судебные расходы в размере 25 116, 00 руб.
Истец в суд первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца в суд первой инстанции явился, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям, поскольку обязательства по договору фактически исполнены 23 декабря 2021 года, не смотря на ошибочно подписанный между сторонами акт приема-передачи квартиры от 01 сентября 2021 года.
Представитель ответчика в суд первой инстнации явился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку квартира передана в срок, установленный договором - 01 сентября 2021 года.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суд подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (часть первая).
В силу п. п. 1 и 2 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п.п.1 и 2 ст.420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с п. 1 ст. 314 Гражданского кодекса РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обязательств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Исследовав представленные истцом документы, можно сделать вывод о том, что между истцом и ответчиком был заключен договор на выполнение работ, а именно, договор подряда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее правовые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) по данному договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу ч. 1 ст. 485 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи.
В силу ст. 486 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
В соответствии с п. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что 12 августа 2021 года между Бобровским Д.Г. и ПАО "ИНГРАД" был заключен договор купли-продажи квартиры N ДКП/СП4-01-17-071/3, согласно которому, ответчик принял на себя обязательство передать в собственность истца жилое помещение N 529, общей площадью 67, 90 кв. метров, площадью (с учетом неотапливаемых помещений) 69, 60 кв. метров, жилой площадью 37, 80 кв. метров, расположенное по адресу: адрес, кадастровый номер...
В соответствии с пунктом 2.1 договора цена квартиры составляет 25 630 483, 97 руб.
Согласно пункту 2.2 договора оплата цены квартиры производится покупателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца в размере, определенном пунктом 2.1 договора в течение трех рабочих дней с даты подписания договора.
16 августа 2021 года истцом произведена оплата квартиры в полном объеме.
Подпунктом 3.1.2 договора закреплено, что продавец обязуется совершить все необходимые действия для перехода права собственности на квартиру, в том числе своевременно подписать и представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию недвижимости, все необходимые документы.
25 августа 2021 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве было зарегистрировано право собственности истца на квартиру, номер регистрации... -77/072/2021-5.
Подпунктом 3.1.1 договора закреплено, что продавец обязуется передать покупателю квартиру не позднее пяти рабочих дней с даты государственной регистрации перехода права собственности от продавца к покупателю при условии полной оплаты покупателем цены квартиры, то есть не позднее 01 сентября 2021 года.
В обоснование иска указано, что 30 августа 2021 года истцом в присутствии представителя ответчика был произведен осмотр квартиры, в ходе которого, сторонами зафиксированы недостатки в виде нефункционирующей в кухне, туалете и ванной комнате системы вентиляции, отраженные в акте осмотра, а также иные недостатки, при этом, квартира не была предоставлена продавцом в распоряжение покупателя в установленный договором срок - 01 сентября 2021 года.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что 01 сентября 2021 года между сторонами подписан акт приема-передачи квартиры, то есть в установленный договором срок, а доказательств обратного, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку квартира передана в установленный договором срок - 01 сентября 2021 года, что подтверждается подписанным между сторонами актом, оснований для взыскания неустойки за нарушение сроков передачи квартиры не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку судом неверном были установлены фактические обстоятельства дела. Установленные судом обстоятельства опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Так, из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что квартира была предоставлена продавцом в распоряжение покупателя и передана по акту приема-передачи только 23 декабря 2021 года, а не 01 сентября 2021 года. В акте-приема передачи квартиры указана неверная дата, не соответствующая фактической дате передачи квартиры ответчиком, что подтверждается следующим.
30 августа 2021 года истцом в присутствии представителя ответчика был произведен осмотр квартиры, в ходе которого сторонами зафиксированы недостатки в виде нефункционирующей в кухне, туалете и ванной комнате системы вентиляции, отраженные в акте осмотра, а также иные недостатки (отсутствие уплотнителей на оконных блоках, отсутствие герметизации оконных блоков и продувание, отсутствие крепления канализации, сколы, царапины, повреждение лкп на окнах и дверях). При этом квартира не была предоставлена продавцом в распоряжение покупателя, что подтверждается содержанием пункта 6 акта осмотра от 30.08.2021 (л.д. 14-15), из которого следует, что продавец не передал покупателю ключи от квартиры, а оставил их в отделе заселения в целях обеспечения доступа застройщику для устранения замечаний.
Нормой абзаца второго пункта 1 статьи 458 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче.
До 23.12.2021 ответчик не направлял истцу уведомление о готовности передать квартиру по передаточному акту. При этом квартира до указанной даты не передавалась во владение истца, что также подтверждается имеющимся в материалах дела ответом продавца на претензию покупателя от 23.09.2021 (л.д. 24), в которой последний просил обеспечить доступ в увартиру для ее осмотра дизайнером. В этом ответе продавец указал следующее: "Дата устранения всех замечаний 25.10.2021г. Так как в Квартире ведутся работы по устранению замечаний, доступ для осмотра дизайнером не согласован. Осмотр можно будет осуществить после подписания акта приема- передачи".
26.10.2021 в ответ на претензию истца ответчик ответил следующее: "Акт приема-передачи не подписан, лицевой счет по Вашей квартире не открыт... ".
22.11.2021 года по настоящему делу состоялось судебное заседание, в котором ответчиком были представлены возражения на исковое заявление. В указанных возражениях ответчик ничего не заявлял о подписании сторонами 01.09.2021 акта приема-передачи квартиры, при этом представителем ПАО "ИНГРАД" было подтверждено, что квартира не передана и акт приема- передачи не подписан.
Более того, в материалы дела истцом был предоставлен акт передачи ключей и паспортов НПУ от 23.12.2021, которым подтверждено, что квартира была передана только 23.12.2021 (л.д. 63).
Фактически передача квартиры ответчиком и ее приемка истцом состоялись 23.12.2021, при этом представитель ПАО "Инград" проставил в акте неверную дату.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчиком были допущены сроки передачи предварительно оплаченного товара, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойки на основании ст. 23.1 Закона РФ о защите прав потребителей за период с 02.09.2021 г. по 18.10.2021 г, как указано в исковом заявлении, в размере 6 023 163 рублей 73 копеек, а также за каждый последующий день нарушения обязательств вплоть до 23.12.2021 г.
В то же время ответчик в возражениях на иск просил применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить неустойку.
Судебная коллегия полагает, что размер неустойки, которую просит взыскать истец, не соразмерен последствиям нарушения своих обязательств ответчиком, с учетом периода просрочки, с учетом характера указанных истцом в акте недостатков, с учетом того, что неустойка не может служить способом обогащения, с учетом последующего поведения ответчика после обнаружения недостатков в товаре, который сразу же приступил к устранению недостатков, указанных истцом в акте.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что неустойка подлежит снижению до 650 000 рублей.
Таким образом, решение суда подлежит отмене, по делу следует вынести новое решение, которым взыскать с ответчика в пользу истца неустойку за нарушение сроков передачи товара с 02.09.2021 г. по 23.12.2021 г. в размере 650 000 рублей.
На основании ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.
На основании ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 327500 рублей 00 копеек.
Кроме того, поскольку судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом размер подлежащей взысканию денежной суммы был уменьшен исключительно на основании ст. 333 ГК РФ, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы последнего по оплате госпошлины в размере 25116 рублей 00 копеек (л.д. 23).
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2022 г. отменить.
Вынести по делу новое решение.
Взыскать с ПАО "ИНГРАД" в пользу Бобровского Дмитрия Геннадьевича неустойку в размере 650 000 рублей 00 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек, штраф в размере 327500 рублей 00 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 25 116 рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.