Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ворониной И.В., судей Лемагиной И.Б., Зельхарняевой А.И., при помощнике Головиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной И.В.
гражданское дело N 2-3704/2021 по апелляционной жалобе Милюкиной Ю.В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Милюкиной Е.Д, паспортные данные, на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 июля 2021 г. (в редакции дополнительного решения от 28 марта 2022 года), которым постановлено:
в удовлетворении иска Милюкиной Ю.В, действующей также в интересах несовершеннолетней Милюкиной Е.Д, паспортные данные, к Министерству иностранных дел Российской Федерации о взыскании выплаты, материальной помощи на основании постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433 - выплат гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Милюкина Ю.В, действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней дочери Милюкиной Е.Д, паспортные данные, обратилась в суд с вышеуказанным иском, обосновывая исковые требования следующим. В ноябре 2019 года истцом в связи с запланированным в период с 18.03.2020 года по 02.04.2020 года ежегодным отпуском, были приобретены авиабилеты на регулярный рейс SU-6295 авиакомпании "Аэрофлот" с вылетом в 1 час 40 минут по маршруту Москва - Денпасар (Индонезия) на себя, а также своего супруга - Милюкина Д.Н. (третьего лица) и их несовершеннолетнего ребенка - Милюкину Е.Д, паспортные данные, и также на обратный регулярный рейс SU-6296 авиакомпании "Аэрофлот" с вылетом в 21 час 10 минут по маршруту Денпасар (Индонезия) - Москва. Однако, по причине прекращения вывоза граждан РФ из других государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции истец с супругом и ребенком, не смогли воспользоваться обратным билетом. 4.04.2020 года истцом посредством портала "Госуслуги" было подано заявление N *** на услугу "Сбор сведений о гражданах, нуждающихся в помощи, и организация предоставления помощи" в Министерство иностранных дел Российской Федерации". В данном заявлении истец указала себя, своих членов семьи. На вопрос о наличии обратного билета, истец указала, что билета нет, т.к. на тот момент вылет был отменен, в связи с чем, истец указывала на отсутствие обратного билета. В последующем данную ошибку истец исправила посредством чат-бот в "Телеграмм". Ошибка была исправлена 03.05.2020 года и заявлению был присвоен номер N 761722081.
17.04.2020 года истец с членами семьи вернулась в Москву. Выплату истец не получила, в связи с чем, просит суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации материальную помощь, установленную постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433 в размере 96 000 руб.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом. Об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, об уважительности причины неявки суд не уведомила.
Представитель МИД РФ в судебное заседание явился, поддержал отзыв на иск, согласно которого просит суд в иске отказать.
Представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель ПАО "Аэрофлот" в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель МВД России в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель Федерального казначейства в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Третье лицо Милюкин Д.Н. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение в редакции дополнительного решения, с которым не согласилась истец Милюкина Ю.В, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Милюкиной Е.Д, паспортные данные, по доводам апелляционной жалобы.
Представитель истца Милюкиной Ю.В. по доверенности адвокат Сергеева Е.А. в судебное заседание явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. Кроме того, информация о слушании дела является общедоступной, содержится на сайте Московского городского суда, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 1, 2 Положения, в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.
Данным Положением регламентирован порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление) Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено:
- обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи;
- направлять ежедневно сводную информацию о гражданах Российской Федерации, подавших заявление об оказании помощи, в Министерство внутренних дел Российской Федерации для подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению.
В соответствии с и. 3 постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено представлять ежедневно в Министерство иностранных дел Российской Федерации информацию по результатам проверочных мероприятий для принятия решения об оказании помощи.
В соответствии с п. 6 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение), утв. упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433, по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или о прекращении помощи.
В соответствии с п. 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг истец подала два заявления: N *** от 04.04.2020 г. и N 761722081 от 03.05.2020 г. в рамках оказания социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Заявление истца N *** от 04.04.2020 г. поступило из Минкомсвязи России 06.04.2020 г. письмом N ОП-П24-070-8271 дсп от 05.04.2020 г.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ГИАЦ МВД России) по заявлению истца поступили из ГИАЦ МВД России 06.04.2020 г. письмом N 34/8-9108 от 05.04.2020 г.
Согласно Приложению к Положению об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433, заявитель заполняет графу "У меня есть обратный билет в Россию". В случае выбора кнопки "Нет" заявителю рекомендуется обратиться в ближайшее российское загранучреждение в стране пребывания (для получения соответствующей помощи в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2010 г. N 370 "Об утверждении Положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию").
В составе заявления N *** от 04.04.2020 г. отсутствовала информация о дате возвращения заявителя в Российскую Федерацию по обратному авиабилету и номере рейса на возвращение, а также были указаны неполные платежные реквизиты для перечисления социальной поддержки (помощи), в связи с чем, Комиссией МИД России было принято решение об отказе в оказании финансовой поддержки.
При таких обстоятельствах, поскольку в составе заявления N *** от 04.04.2020 г. отсутствовала информация о дате возвращения заявителя в Российскую Федерацию по обратному авиабилету и номере рейса на возвращение, а также были указаны неполные платежные реквизиты для перечисления социальной поддержки (помощи), суд пришел к выводу, что Комиссией МИД России было правомерно принято решение об отказе в оказании финансовой поддержки.
Как установлено судом, второе заявление истца N761722081 от 03.05.2020 г. поступило из Минкомсвязи России 06.05.2020 г. письмом N ОП-П24-070-11270 дсп от 04.05.2020 г. Результаты проверочных мероприятий ГИАЦ МВД России поступили 06.05.2020 г. письмом N 34/8-10642 от 05.05.2020 г.
В соответствии с п. 13 Положения Федеральная служба безопасности Российской Федерации обеспечивает проверку факта выезда заявителя с территории Российской Федерации и факта въезда заявителя на территорию Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по данным Пограничной службы ФСБ России, истец вернулась в Российскую Федерацию 17.04.2020 г, что истец и подтверждает в своем исковом заявлении.
Заявление N761722081 было подано уже после возвращения в Российскую Федерацию - 03.05.2020 г.
При таких обстоятельствах, поскольку истец вернулась в Российскую Федерацию 17.04.2020 г, а указанное заявление было подано 03.05.2020 г, т.е. после возвращения истца в Российскую Федерацию, суд пришел к выводу, что Комиссией МИД России было также правомерно принято решение об отказе в оказании социальной поддержки (помощи) в связи с тем, что на момент подачи заявления истец уже находилась на территории Российской Федерации.
При этом суд принял во внимание, что принимая решения об отказе истцу в выплате помощи на основании постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433, ответчик МИД России действовал исключительно в рамках и на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433.
Так, п. 6 Положения предусматривал, что по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или о прекращении помощи. Однако, срок проведения проверочных мероприятий не был установлен данным Положением. Таким образом, не усматривается нарушение срока принятия решения Комиссией МИД РФ.
Суд также учел, что все заявления рассматривались исключительно в автоматизированном порядке. Заявления рассматривались дистанционно.
Социальная помощь являлась адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом.
В соответствии с п. 5 при рассмотрении заявления: а) проверяется достоверность изложенных в заявлении фактов; б) выясняются обстоятельства пребывания заявителя на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания и т.п.).
Исходя из буквального прочтения наименования помощи, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433, социальная помощь являлась исключительно адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом. Согласно постановлению, оно предусматривало оказание "социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции".
Соответственно, по возвращению в РФ, гражданин не относится к категории лиц, которым положена помощь по постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433, поскольку они утрачивают статус лица, находящегося на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В силу п. 2 Положения помощь оказывалась гражданам, начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации. Оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации не допускается (данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.06.2020 г.).
Внесение изменения в п. 2 Положения с 29.05.2020 года только подтверждает, что помощь оказывалась исключительно лицам, находящимся территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, что и так следовало из наименования социальной помощи (поддержки) с самого начала действия постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они являются правильными и обоснованными, и не находит оснований для отмены принятого решения.
Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется. Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчику было известно о наличии у истца авиабилетов на рейс в Москву на 2 апреля 2020 г, что было отражено в заявлении N *** на портале "Госуслуги" от 28 марта 2020 г, 1 апреля 2020 г. указанный рейс был отменен, в связи с чем, ПАО "Аэрофлот" перебронировал билеты на истца и членов ее семьи на 5 апреля 2020 г, указанный рейс также был отменен, в связи с чем, истцом 4 апреля 2020 г. было подано заявление N ***, в котором истец указала, что авиабилетов нет, в дальнейшем 3 мая 2020 г. данная ошибка была исправлена, не влекут отмены принятого решения, поскольку по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Доводы жалобы о том, что возврат истца и членов ее семьи в Москву 17 апреля 2020 г. не является основанием для отказа в выплате помощи, подлежат отклонению, поскольку не опровергают вывода суда об отсутствии оснований для признании за истцами права на получение денежных средств по постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 433, учитывая, что социальная помощь по данному постановлению Правительства РФ являлась исключительно адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом. Согласно постановлению, оно предусматривало оказание "социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции". По возвращению в РФ гражданин не относится к категории лиц, которым положена помощь по постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 433, поскольку он утрачивает статус лица, находящегося на территории иностранного государства и не имеющего возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. В настоящее время истцы вернулись в Российскую Федерацию и не относятся к категории лиц, которым положена помощь по постановлению Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 г. Более того, 30.06.2020 г. названное постановление прекратило свое действие, и действующее законодательство не предусматривает данную выплату и не устанавливает возможность применения указанного постановления после его отмены.
В целом доводы заявителей жалобы повторяют правовую позицию стороны истцов в суде первой инстанции, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием, основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства и фактических обстоятельств дела.
Каких-либо новых фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 июля 2021 г. (в редакции дополнительного решения от 28 марта 2022 года) - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.