Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Смолиной Ю.М.
при секретаре Черных В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-70/ дата по административному иску Лютова... к Министерству юстиции РФ о признании незаконным распоряжения, обязать исключить сведения из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
по апелляционной жалобе Лютова А.И, подписанной в его интересах адвокатом Аршиновой В.А, на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Лютов А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции РФ (далее - Минюст России) о признании незаконным распоряжения от дата о включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить сведения о нем из реестра.
В обоснование требований указал на то, что он участвовал в деятельности Общероссийского наименование организации в адрес, является гражданским активистом в сфере волонтерского движения в своем регионе, публично высказывался в социальных сетях на тему прав человека, свободных выборов, процедуры голосования, оспариваемым распоряжением на него возлагаются дополнительные ограничения. Полагал, что у Минюста России отсутствовали повод и правовые основания для проведения в отношении него проверки в целях получения документов, послуживших основанием для включения его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, следовательно, Минюст России принял распоряжение на основании незаконной проверки. Он не получал денежных средств и иное имущество из иностранных источников для создания или распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. В данном случае ограничение прав не объясняется защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов; вмешательство в права истца не преследует правомерную цель, степень вмешательства является неадекватной. С учетом изложенного, административный истец полагал, что нарушены его права, закрепленные в ст. 19, 29, 23 Конституции Российской Федерации, статьи 8, 10, 14, 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допущено незаконное вмешательство в право на свободу выражения мнения, на уважение частной жизни. Решение обусловлено политической мотивацией.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от дата в удовлетворении административных исковых требований Лютова А.И. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Лютов А.И. ставит вопрос об отмене данного судебного решения, полагая его незаконным, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Аршиновой В.А, представителя административного ответчика Минюста России фио, представителя заинтересованного лица Министерства иностранных дел РФ фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу статьи 6 Закона РФ от дата N2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются
исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции установил, что дата Минюстом России принято распоряжение N 1092-р о включении Лютова А.И. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
дата в адрес Лютова А.И. направлено уведомление от дата о принятом Минюстом России решении.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, при принятии оспариваемого распоряжения Минюстом России была учтена информация, поступившая дата из Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), о получении Лютовым А.И. денежных средств из иностранного источника, а именно на счет, открытый в наименование организации, дата одной операцией поступило сумма от фио (паспорт иностранного гражданина N10517725).
По сведениям Роскомнадзора, поступившим в Минюст России дата, Лютов А.И. с дата является координатором Общероссийского наименование организации в адрес, включенного дата в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента; имеет страницы в социальных сетях: "ВКонтакте" - более 600 подписчиков; "Facebook" - более 200 подписчиков (контент не обновляется с дата).
Включение Лютова А.И. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, согласовано с МИД России, что следует из письма МИД России от дата.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, в том числе положениями Закона РФ "О средствах массовой информации", исследовав, в том числе обозрев представленные суду доказательства, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что Лютов А.И. создает и распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", получил денежные средства из иностранного источника, в связи с чем оспариваемое распоряжение принято административным ответчиком в пределах представленных ему полномочий при наличии законных к тому оснований.
Указанные обстоятельства подтверждены соответствующими сообщениями Роскомнадзора и Росфинмониторинга, оснований сомневаться в достоверности которых не имеется.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что включение Лютова А.И. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, осуществленное в соответствии с законом, не может быть признано ограничивающим его права и свободы, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, права административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение Лютова А.И. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение его прав, не преследующее правомерной цели, не являющееся необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, политически мотивировано, воспроизводят обстоятельства, на которые административный истец ссылался в обоснование заявленных требований и которые в силу требований статей 84, 178, 180, 226, 227 КАС РФ получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Утверждения в апелляционной жалобе о недопустимости представленных по делу доказательств - писем Роскомнадзора и Росфинмониторинга и нарушении судом принципа состязательности судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ все обстоятельства дела установлены судом на основании доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства, которым суд в решении дал надлежащую правовую оценку.
Судебная коллегия отмечает, что факт распространения административным истцом сообщений и материалов для неограниченного круга лиц, а равно факт получения им денежных средств из иностранного источника в ходе судебного разбирательства административным истцом не оспаривался, в апелляционной жалобе ничем не опровергнут.
При этом Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Указанные полномочия определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата N808.
Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (подпункт 4 пункта 5 Положения).
Подпунктом 9.3 пункта 5 определено, что Росфинмониторинг информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций.
Таким образом, Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение уполномоченных федеральных органов власти.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что информация о деятельности административного истца и получении им денежных средств получена Минюстом России в нарушение требований закона, подлежат отклонению.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что признание физического лица иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, возможно лишь при установлении связи между получением данным лицом иностранного финансирования и деятельностью, связанной с распространением сообщений и материалов, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании административным истцом положений статьи 6 Закона РФ от дата N2124-1 "О средствах массовой информации", которые таких условий для признания физического лица средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, не содержат.
То обстоятельство, что дата Лютов А.И. был исключен из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, само по себе о неправомерности оспариваемого распоряжения на момент его принятия не свидетельствует.
При этом судебная коллегия отмечает, что в силу пункта 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от дата N216, основаниями для принятия решения об исключении из реестра информации о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, являются документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации, подтверждающие отсутствие фактов (обстоятельств), предусмотренных частями третьей и седьмой статьи 6 Закона N2124-1, послуживших основанием для включения информации об указанных лицах в реестр, либо внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации российского юридического лица (об исключении недействующего юридического лица), учрежденного иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, или государственная регистрация смерти физического лица.
С учетом изложенного, исключение физического лица из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, производится при наличии сведений о прекращении обстоятельств, являющихся основанием для внесения в реестр.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Лютова А.И. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.