Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административных истцов фио, фио, фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований фио, фио, фио, действующей за себя и как законный представитель фио, фио - отказать",
УСТАНОВИЛА:
фио, фио, фио, действующая в своих интересах, а также в интересах фио, фио обратились в суд с административным исковым заявлением к начальнику Управления правового обеспечения в жилищной сфере ДГИ адрес фио, начальнику Управления ведения жилищного учета ДГИ адрес фио, заместителю начальника управления ведения жилищного учета ДГИ фио о признании действий (бездействия) по приостановлению перерегистрации учетного дела незаконными, возложении обязанности перерегистрировать учетное дело, наложении штрафа, взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что семья фио в составе семьи из шести человек (она, сын - фио, дочь - фио, внучка ? фио, внучка - фио, внук - фио) занимает комнаты N 2 и N 4 в квартире по адресу: адрес на основании договора социального найма N 5111-01-2010- 0000132 от дата. Семья фио в составе пяти человек (она, сын - фио, дочь - фио, внучка - фио, внук - фио) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата, учетное дело N 51-01-951350-2010-0009.0. В адрес семьи фио было направлено уведомление о необходимости представления документов для проведения перерегистрации учетного дела, дата семьей фио были представлены документы личного характера для проведения перерегистрации учетного дела, однако, административный ответчик сообщил административным истцам, что документы представлены не в полном объеме, в связи с чем, в адрес семьи фио было направлено письмо от дата ДГИ-162045/21-(0)-2 с перечнем недостающих документов, которые не могут быть получены Департаментом в рамках межведомственного информационного взаимодействия, и обязанность по представлению которых возложена на заявителей, что административные истцы считают незаконным.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административных истцов.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав фио, фио, представителя ДГИ адрес - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Пресненского районного суда адрес от дата отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции, семья фио в составе семьи из шести человек (она, сын - фио, дочь - фио, внучка ? фио, внучка - фио, внук - фио) занимает комнаты N 2 и N 4 в квартире по адресу: адрес на основании договора социального найма N 5111-01-2010- 0000132 от дата.
Семья фио в составе пяти человек (она, сын - фио, дочь - фио, внучка - фио, внук - фио) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата, учетное дело N 51-01-951350-2010-0009.0, фио, паспортные данные, (внучка - фио) на жилищном учете не состоит.
Департамент городского имущества адрес в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Департамента от дата N 227 "Об утверждении порядка осуществления перерегистрации жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет", провел проверку оснований, позволяющих жителям адрес состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью адрес.
В адрес семьи фио было направлено уведомление о приостановке регистрации в связи с необходимостью представления документов для проведения перерегистрации учетного дела.
дата семьей фио были представлены документы личного характера для проведения перерегистрации учетного дела.
Представленные семьей фио документы были приняты в работу для проведения перерегистрации.
ДГИ адрес установил, что документы представлены не в полном объеме, в связи с чем, в адрес семьи фио было направлено письмо от дата ДГИ-162045/21-(0)-2 с перечнем недостающих документов, которые не могут быть получены Департаментом городского имущества адрес в рамках межведомственного информационного взаимодействия, и обязанность по представлению которых возложена на заявителей.
Согласно указанному уведомлению о приостановке перерегистрации, административные истцом был представлен неполный пакет документов личного характера для проведения перерегистрации, которые не могут быть получены ДГИ адрес в порядке межведомственного взаимодействия. фио указано на необходимость представления архивных выписок из домовых книг/справок с прежних мест жительства в период с дата по дата, копий справок из территориальных подразделений БТИ в случае, если заявители были зарегистрированы вне адрес на адрес, копий справок о наличии/отсутствии права собственности на жилые объекты недвижимости на территории адрес по состоянию на дата у фио из наименование организации, осуществляющего хранение архивов документов всех отделений бюро технической инвентаризации, регистрировавших права собственности на территории адрес в период с дата по дата, при наличии жилых помещений на праве собственности, копий правоустанавливающих документов, содержащих сведения о площади помещений, справку с места жительства фио, учитывая, что жилищные документы, датированные дата потеряли актуальность, копий паспортов фио, фио, фио, фио с актуальной на дата информацией о выдаче паспорта, регистрации по месту жительства, семейном положении, детях и ранее выданных паспортах, актуальных копий трудовых книжек фио, фио ДС, вкладыша к трудовой книжке фио и фио, копий налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ на фио с отметками налогового органа об их приеме за дата и дата, копии справки из Отделения социальной защиты населения района о размере пособий, выплаченных фио за дата и дата в полном объеме, а не о размере пособий, выплачиваемых в настоящее время, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на фио из пенсионного фонда по состоянию на дата, заявления о перерегистрации учетного дела в установленной форме, заполненное всеми членами семьи. Кроме того, ДГИ адрес указаны способы и порядок получения необходимых документов из наименование организации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из того, что Департаментом городского имущества адрес в соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" и Законом адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" были законно и обоснованно истребованы недостающие документы для проведения перерегистрации учетного дела, при этом, административным истцам не было отказано в рассмотрении их обращений, на все представленные в материалы дела уведомления адрес Москвы семье фио были даны разъяснения о порядке предоставления недостающих документов, необходимых для проведения перерегистрации учетного дела.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно ст. ст. 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 57 ЖК РФ, статье 17 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", а также положениями государственной программы адрес "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Москвы от дата N 454-ПП, жители адрес, принятые на жилищный учет, имеют право улучшить жилищные условия путем предоставления в пользование, приобретения в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" (далее - Порядок) ДГИ осуществляет перерегистрацию граждан, состоящих на жилищном учете, путем истребования у организаций и, при необходимости у граждан, документов, подтверждающих в полном объеме условия, послужившие основанием для принятия их на учет и права граждан на дальнейшее пребывание на учете.
Перерегистрация граждан, состоящих на жилищном учете, осуществляется в соответствии с Законом адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" и постановлением Правительства Москвы от дата N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества адрес" и "Порядком осуществления перерегистрации жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет", утвержденным приказом Департамента городского имущества адрес от дата N 169, действовавшим в период спорных правоотношений.
Перерегистрация жителей адрес, включенных в список принятых на жилищный учет, согласно настоящему порядку проводится ДГИ с целью проверки оснований, позволяющих жителям адрес состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью адрес (пункт 1.2 Порядка).
Основанием для приостановления перерегистрации является необходимость уведомления заявителя о возможности представления по собственной инициативе документов, указанных в пункте 4.3 настоящего Порядка, необходимых для осуществления перерегистрации, в случае отсутствия в составе сведений Базового регистра сведений о реквизитах (серия, номер, дата и место выдачи) указанных документов и (или) в случае поступления в Департамент ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии запрошенных документа и (или) информации, либо не поступления в Департамент ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии запрошенных документа и (или) информации (пункт 7.1.1 Порядка).
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", членами семьи заявителя являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от их места жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем.
Согласно статьям 7, 8, 9 Закона жители адрес подлежат постановке на жилищный учет, в том числе если все члены семьи проживают в адрес на законных основаниях не менее 10 лет, занимают жилое помещение, в котором размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (для отдельных квартир - 10 кв. м площади жилого помещения на одного человека, для коммунальных квартир - 15 кв. м), при этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся на праве пользования или в собственности у всех членов семьи, а также действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, повлекшие ухудшение жилищных условий и совершенные в течение последних пяти лет перед постановкой на жилищный учет.
К членам одной семьи относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда (часть 2 статьи 1 Закона).
В соответствии с Порядком учета граждан в целях реализации городских жилищных программ, утвержденным постановлением Правительства Москвы от дата N 815-ПП критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома). Все граждане, подавшие заявление о постановке на учет и проживающие по месту жительства на законных основаниях в данном жилом помещении, включаются в одно учетное дело. В этом учетном деле также должна содержаться информация об иных гражданах, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении на законных основаниях. Постановка на жилищный учет части семьи действующим законодательством не предусмотрена.
Департамент вправе не истребовать документы личного характера кого-либо из членов семьи и/или не учитывать жилые помещения, находящиеся на праве пользования или на праве собственности кого-либо из членов семьи, только на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу.
Анализируя приведенные положения действующего законодательства и принимая во внимание, что материалами учетного дела не подтверждается, что семья фио, обратившись в порядке, установленном вышеуказанными актами, представила весь необходимый для принятия решения пакет документов, а обязанность по предоставлению документов личного характера возложена именно на заявителя, оснований для признания незаконным уведомления Департамента городского имущества адрес от дата ДГИ-162045/21-(0)-2 о приостановке перерегистрации учетного дела в связи с необходимостью предоставления недостающих документов, перечисленных в указанном уведомлении, возложения на административного ответчика обязанности перерегистрировать учетное дело без истребования документов личного характера, не имеется, учитывая, что у Департамента городского имущества адрес отсутствует иная возможность получить архивную информацию о правах, зарегистрированных в отношении заявителей вне адрес на территории всей Российской Федерации, а также документы личного характера, утратившие актуальность на момент перерегистрации учетного дела, которые в настоящее время находятся в распоряжении административных истцов.
Рассмотрение жилищных вопросов граждан, состоящих на жилищном учете, осуществляется только после проведения проверки жилищной обеспеченности и проведения перерегистрации учетных дел в соответствии с действующим законодательством.
Порядок предоставления жилой площади в адрес установлен законом для всех граждан. Органы исполнительной власти адрес осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством адрес и не вправе делать исключения из предусмотренного законом порядка.
Учитывая, что Департаментом городского имущества адрес не было допущено нарушений действующего законодательства, фактов превышения должностными лицами органа полномочий или создания каких-либо препятствий в реализации прав и свобод семьи фио не установлено, оснований для удовлетворения административным исковых требований о наложении штрафа в отношении должностных лиц адрес Москвы, взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, также не имеется.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела судом не допущено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.