Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-661/ дата по апелляционной жалобе административного истца Шубадеевой Л.П. на решение Гагаринского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Шубадеевой Лилии Петровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным отказа в проведении государственного кадастрового учета земельного участка - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве и просила признать незаконным решение об отказе во внесении в Единственный государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, мотивируя требования тем, что дата обратилась с заявлением в Управление Росреестра по Москве о государственном кадастровом учете, просила осуществить внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении принадлежащего ей земельного участка по адресу: Москва, адрес, адрес, однако уведомлением от дата административный ответчик отказал, поскольку в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект ранее учтенным. По мнению административного истца, данный отказ носит незаконный характер, поскольку представленные ею документы для оказания государственной услуги являются документами, удостоверяющими право на земельный участок, который является ранее учтенным.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Степанова О.А. исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца Степанова О.А. со ссылкой на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера существенные нарушения были допущены судом первой инстанций и выразились в следующем.
Как усматривается из материалов дела, фио, фио, фио, фио являются собственниками в равных долях на основании свидетельства о праве на наследство жилого дома, расположенного по адресу: адрес, адрес(в настоящее время адрес, адрес).
дата фио направила через филиал ГБУ адрес МФЦ окружного значения адрес заявление в Управление Росреестра по Москве, в котором просила внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, адрес
дата Управлением Росреестра по адрес было принято решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании пункта 1 части 8 статьи 69 Федерального закона от дата "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект ранее учтенным.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Управления Росреестра по Москве соответствовало действующему законодательству, регулирующему возникшие правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушено.
Указанные выводы суда носят ошибочный характер, судом не были применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям.
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от дата N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом N 122-ФЗ, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
В случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 указанного закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено названным Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости (часть 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
Согласно статье 21 Гражданского кодекса адрес, введенного в действие постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета от дата, владение землею допускалось только на правах пользования.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от дата "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" установлено, что отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование. Размер земельных участков, отводимых гражданам, определяется исполкомами областных, городских и районных советов депутатов трудящихся в соответствии с проектами планировки и застройки городов, а также в соответствии с общими нормами, устанавливаемыми Советом Министров СССР.
Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена пунктом 7 статьи 11 Закона адрес от дата "О поселковом, сельском Совете народных депутатов адрес".
Постановлением Госкомстата СССР от дата N 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от дата N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (пункт 1).
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:
фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство (пункт 2).
Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
Форма похозяйственной книги и порядок ее ведения (далее - Порядок) утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от дата N 345.
В соответствии с пунктом 34 Порядка любой член хозяйства вправе получить выписку из похозяйственной книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей; выписка из похозяйственной книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок; выписка из похозяйственной книги должна быть зарегистрирована в органе местного самоуправления и выдана члену хозяйства по предъявлении документа, удостоверяющего личность, под личную подпись.
Как усматривается из материалов дела, согласно выписке из похозяйственной книги по адрес, представленной МБУ "Наро-Фоминский районный архив", в документах администрации адрес, имеются сведения на главу хозяйства фио, которой на земельном участке возведен жилой дом.
Согласно приказу по совхозу "Восход" адрес N 355 от дата фио разрешено купить дом фио в адрес, выделен земельный участок в количестве 0, 06 га.
Согласно заключенному между фио и фио договору купли-продажи от дата жилой дом расположен на земельном участке размером 600 кв.м.
После смерти фио с дата собственниками жилого дома в равных долях являются ее дети: фио, фио, фио, фио
Согласно приказу по совхозу "Восход" адрес N 178 от дата пользование приусадебным участком в размере 0, 12 га разрешено домовладельцам фио, фио, фио, Шубадеевой Л.П.
Из сведений МБУ "Архив адрес" усматривается, что в похозяйственной книге за 186-1190 годы имеются сведения по адрес на главу хозяйства фио
Согласно справке, выданной фио Исполнительным комитетом Новофедоровского сельского совета народных депутатов адрес от дата, в хозяйстве имеется земельный участок на четверых в размере 0, 12 га.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 1 пункта 3 статьи 49 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании в том числе выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Наличие вышеуказанных документов, в том числе выписок из похозяйственных книг свидетельствует, что испрашиваемый земельный участок находился в постоянном(бессрочном) пользовании наследников фио, в том числе фио, что позволяло Управлению Росреестра осуществить регистрационные действия в отношении ранее учтенного земельного участка.
При таком положении отказ Управления Росреестра в проведении государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка, расположенного по адресу: адрес, адрес, носит незаконный характер, нарушает права административного истца, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований Шубадеевой Л.П.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда адрес от дата отменить, постановить по делу новое решение, которым требования фио о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Москве о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, адрес.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.