Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Мироновой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-417/ дата по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ГУ МВД России по адрес, действующей на основании доверенности фио, на решение Хамовнического районного суда адрес от дата, которым постановлено:
административный иск Аджемяна Левона Артаковича к ГУ МВД России по адрес о признании заключения незаконным, устранении допущенных нарушений удовлетворить в части.
Признать незаконным заключение ГУ МВД России по адрес от дата по результатам проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Аджемяна Левона Артаковича.
Обязать ГУ МВД России по адрес провести повторную проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Аджемяна Левона Артаковича.
В удовлетворении оставшейся части требований Аджемяна Левона Артаковича - отказать.
В удовлетворении исковых требований Аджемяна Левона Артаковича к ОМВД России по адрес - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Аджемян Л.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным заключение ГУ МВД России по адрес от дата о признании его не приобретшим гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке, в соответствии с которым паспортные данные, признан выданным в нарушение установленного порядка; обязать ГУ МВД России по адрес устранить нарушение прав, свобод и законных интересов, объявив паспорт выданным в установленном законом порядке, мотивируя требования тем, что оснований для принятия такого решения у административного ответчика не имелось, поскольку с дата он проживает на адрес, в установленном законом порядке ему был выдан вкладыш о принадлежности к гражданству Российской Федерации; его мать обращалась в ОМВД России по адрес с заявлением о получении гражданства Российской Федерации несовершеннолетнему сыну, в дата повторно подавала заявление о документировании паспортом гражданина Российской Федерации сына, достигшего возраста 14 лет; гражданство иного государства он не принимал.
В судебном заседании административный истец, представитель административного истца заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по адрес в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика - ОМВД России по адрес - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика ГУ МВД России по адрес фио со ссылкой на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела, нарушены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика ГУ МВД России по адрес, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу административного истца Аджемяна Л.А. и его представителя по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, об уважительных причинах не уведомивших, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение административного ответчика носило незаконный характер, в связи с чем суд обоснованно признал таковым заключение ГУ МВД России по адрес от дата.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Аджемян Л. А. родился дата в адрес АССР.
С дата Аджемян Л.А. постоянно проживал в адрес, с дата проживает в адрес.
дата административному истцу был выдан вкладыш гражданина Российской Федерации, а в последующем выдавались паспорта гражданина Российской Федерации.
В отношении Аджемяна Л.А. была проведена проверка наличия гражданства Российской Федерации и обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации.
Заключением ГУ МВД России по адрес от дата было постановлено считать Аджемяна Л.А. не приобретшим гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке; считать документирование паспортами гражданина Российской Федерации и заграничными паспортами гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка. Основанием принятия такого решения послужило то обстоятельство, что Аджемян Л.А. прибыл на жительство в Российскую Федерацию после дата, даты вступления в силу Закона Российской Федерации от дата N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", не приобрел российское гражданство в установленном законом порядке, его мать фио по вопросу приобретения гражданства сына в установленном законом порядке не обращалась.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в дата мать административного истца обращалась с заявлением, в котором просила предоставить гражданство Российской Федерации сыну, соответственно, неправильное оформление формирование пакета документов для приобретения гражданства Российской Федерации, принятие к рассмотрению и удовлетворение в дата сотрудниками отдела по вопросам миграции ОМВД России по адрес единого заявления фио по вопросу гражданства двух лиц не может порождать неблагоприятные последствия для Аджемяна Л. А. и служить основанием для признания Аджемяна Л.А. не приобретшим гражданства Российской Федерации.
Оснований не согласиться с данными суждениями суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от дата N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от дата N 1948-1, в редакции, действовавшей на момент приобретения гражданства Российской Федерации) лица, родившиеся дата и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве адрес по рождению, если родились на территории адрес или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории адрес. Под территорией адрес в данном случае понимается территория.
В соответствии со ст. 27 Закона "О гражданстве РФ" от дата, если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, и при наличии письменного согласия другого родителя. Одновременно с проверкой и установлением гражданства родителей проверяется и устанавливается гражданство их несовершеннолетних детей. При этом, в п. 4 названного Положения установлен перечень документов, включая свидетельство о рождении детей, которые лица, приобретающие гражданство на основании ст. 18 Закона "О гражданстве РФ" от дата, представляют в соответствующий орган по месту жительства.
В соответствии с ч. ст. 44 Закона РФ "О гражданстве РФ", лицам, которые приобрели в установленном порядке гражданство РФ, органами внутренних дел Российской Федерации выдаются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями - паспорта гражданина Российской Федерации. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, мать административного истца фио зарегистрировала наличие гражданства Российской Федерации на основании части 2 статьи 13 Закона РФ от дата N 1948-1; согласно информации, представленной ГУ МВД России по адрес фио при подаче заявления ходатайствовала о приеме в гражданство сына Аджемяна Л.А.; в материалах дела содержится копия паспорта гражданина бывшего СССР образца дата, выданного на имя фио, в графу "дети" которого был внесен Аджемян Л.А, также имеется согласие отца на приобретение сыном гражданства Российской Федерации; на имя Аджемяна Л.А. выдан вкладыш к свидетельству о рождении от дата о принадлежности к гражданству Российской Федерации, о чем произведена соответствующая запись в журнале учета поступления и выдачи вкладышей в ОВД адрес; согласно справке консульского отдела Посольства Республики Армения N дата от дата в базе автоматизированной паспортной системы Паспортно-визового Управления Полиции Республики Армения данных о гражданстве Аджемяна Л.А. не имеется, паспортом гражданина адрес не документировался.
При таком положении у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у Аджемяна Л.А. гражданства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от дата N дата утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от дата N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на дата и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) адрес при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) адрес, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес или СССР, международных договоров Российской Федерации, адрес или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
Однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
С учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от дата N 17-П, от дата N 10-П, от дата N 14-П, от дата N 9-П и др.).
Также в Постановлении от дата N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание, что дата к свидетельству о рождении Аджемяна Л.А. был выдан вкладыш, подтверждающий принадлежность фио гражданству Российской Федерации, то обстоятельство, что дата Аджемян Л.А. был документирован паспортом Российской Федерации, кроме прочего имеются сведения о том, что мать Аджемяна Л.А. в дата ходатайствовала о приеме сына в гражданство Российской Федерации, в дата - просила документировать сына паспортом гражданина Российской Федерации по достижении сына возраста 14 лет, данные факты свидетельствуют о том, что у выдавшего истцу паспорт органа после проведения соответствующей проверки отсутствовали сомнения относительно наличия у Аджемяна Л.А. гражданства Российской Федерации.
Как верно указал суд, ненадлежащее оформление документов с целью регистрации гражданства Аджемяна Л.А. при подаче соответствующего ходатайства матери и отсутствии возражений со стороны отца не является законным основанием для признания административного истца не приобретшим гражданство Российской Федерации.
При таком положении суд правомерно пришел к выводу о признании незаконным заключения ГУ МВД России по адрес от дата по результатам проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Аджемяна Левона Артаковича.
Вместе с тем, учитывая, что повторная проверка наличия гражданства Российской Федерации у Аджемяна Л.А. проведена, оснований для удовлетворения указанных исковых требований не имелось, в связи с чем решение в указанной части подлежит отмене с вынесением нового - об отказе в удовлетворении данной части иска.
В остальной части оснований для отмены и изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба каких-либо доводов, обосновывающих необходимость отмены решения, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Само по себе иное толкование подателем апелляционной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
адрес ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований к отмене судебного постановления не установлено.
На основании изложенного судебная коллегия, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хмовнического районного суда от дата в части возложения обязанности на ГУ МВД России по адрес провести повторную проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Аджемяна Левона Артаковича отменить, в удовлетворении данных требований отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ГУ МВД России по адрес, действующей на основании доверенности фио, - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.