Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Алексееве М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-627/ дата по апелляционной жалобе представителя административного истца Центрального банка Российской Федерации, действующего на основании доверенности фио, на решение Мещанского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
административный иск Аверина Сергея Владимировича к Центральному банку Российской Федерации (Банку России) о признании незаконным решения от дата N 14-2-3-ОГ/11587ДСП в части отказа в удовлетворении жалобы об исключении из базы данных сведений о нем как о члене адрес наименование организации, обязании исключить из базы данных сведения, взыскании госпошлины, уплаченной при подаче иска в суд удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Центрального банка Российской Федерации от дата N 14-2-3-ОГ/11587ДСП в части отказа в удовлетворении жалобы Аверина Сергея Владимировича об исключении из базы данных сведений о нем как о члене адрес наименование организации; обязать Центральный банк Российской Федерации рассмотреть вопрос об исключении из базы данных о деловой репутации сведения об Аверине Сергее Владимировиче; взыскать с Центрального банка Российской Федерации в пользу Аверина Сергея Владимировича госпошлину, уплаченную при подаче иска в суд в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Аверин С.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Центрального банка Российской Федерации от дата N 14-2-3-ОГ/11587ДСП в части отказа в удовлетворении его жалобы об исключении из базы данных сведений о нем как о члене наблюдательного совета наименование организации; возложить обязанность исключить сведения из баз данных, ведение которых предусмотрено Федеральным законом от дата N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации". Требования мотивированы тем, что в базу данных Банка России внесены сведений о нем, как о лице, не соответствующем требованиям к деловой репутации. Основанием для внесения послужили пункты 1.15 и 1.16 приложения 7 к Положению Банка России N 625-П, осуществление Авериным С.В. функций члена наблюдательного совета и заместителя председателя правления наименование организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций и дню назначения временной администрации. В марте и дата Аверин С.В. направил в комиссию по рассмотрению жалоб Банка России жалобу с дополнениями, где просил отменить обжалуемое решение, считая себя непричастным к нарушениям финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации. В дата фио уведомили об отказе в удовлетворении его жалобы в части осуществления им функций члена наблюдательного совета наименование организации. По мнению административного истца, отказ нарушает его права на осуществление трудовой деятельности и на избрание в советы директоров кредитных организаций, поскольку он не причастен к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые повлекли возникновение оснований для признания его не соответствующим требованиям к деловой репутации.
Административный истец Аверин С.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представители административного ответчика по доверенности фио, фио, фио в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика со ссылкой на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей административного ответчика Центрального банка Российской Федерации, действующих на основании доверенности фио, фио, доводы апелляционной жалобы поддержавших, возражения на апелляционную жалобу административного истца фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 КАС РФ).
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Как усматривается из материалов дела, Аверин С.В. в период с дата по дата осуществлял функции члена наблюдательного совета наименование организации, в период с дата по дата являлся заместителем председателя правления указанной кредитной организации.
Приказом Банка России от дата N ОД-363 у кредитной организации отозвана лицензия на осуществление банковских операций, сведения об Аверине С.В. внесены Банком России в базу данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от дата N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
дата Аверин С.В. направил в комиссию по рассмотрению жалоб Центрального банка России жалобу (вх. N О-48723) жалобу с дополнениями (вх. N О-50905 от дата, NО-61366 от дата), в которой выразил свое несогласие с признанием его деловой репутации не соответствующей требованиям, установленным статьей 16 Закона о банках.
Рассмотрев жалобу административного истца и представленные с ней документы, комиссия приняла решение об отказе в ее удовлетворении, о чем письмом Банка России от дата N 14-2-3-ОГ/11587ДСП было сообщено заявителю.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания утверждать, что административный истец осуществлял функции члена наблюдательного совета недобросовестно, не выявлено обстоятельств, позволяющих утверждать, что именно действия (бездействие) административного истца привели к возникновению оснований для применения надзорным органом мер воздействия в виде направления предписаний в адрес наименование организации, административный истец принял участие лишь в одном заседании наблюдательного совета, его отсутствие на иных заседаниях были вызваны болезнью, при этом вне зависимости от его участия, его голос не влиял бы на существо принятых на совете решений.
Указанные суждения суда первой инстанции носят ошибочный характер, они не учитывают обстоятельства, послужившие основанием для принятия административным ответчиком оспариваемого решения.
Так, Банк России вправе в установленном им порядке оценивать соответствие установленным Федеральным законом от дата N 395-1 "О банках и банковской деятельности" квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лица, назначаемого на должность специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также лица, осуществляющего функции по указанной должности (включая временное исполнение должностных обязанностей).
Согласно абзацу 19 пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от дата N 395-1 "О банках и банковской деятельности" под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается осуществление кандидатом функций (независимо от срока, в течение которого кандидат их осуществлял) специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения финансовой организации из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации, если на день, предшествующий дню назначения (избрания) кандидата на должность или дню получения Банком России документов для государственной регистрации кредитной организации, не истек десятилетний срок со дня отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дня исключения финансовой организации из соответствующего реестра (за исключением случая, если кандидат представил в Банк России доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии либо к исключению из соответствующего реестра);
В соответствии со ст. 60.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" лицо, в отношении которого должностными лицами Банка России принято решение о несоответствии требованиям деловой репутации, вправе обжаловать данное решение в Комиссию по рассмотрению жалоб Банка России, представив доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые повлекли возникновение оснований для признания его несоответствующим требованиям к деловой репутации.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от дата N 395-1 "О банках и банковской деятельности" органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.
К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, определенной ее уставом согласно стати 11.1-1 Федерального закона от дата N 395-1 "О банках и банковской деятельности" относятся вопросы, предусмотренные Федеральным законом от дата N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральным законом от дата N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также следующие вопросы:
1) утверждение стратегии управления рисками и капиталом кредитной организации, в том числе в части обеспечения достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности на покрытие рисков как в целом по кредитной организации, так и по отдельным направлениям ее деятельности, а также утверждение порядка управления наиболее значимыми для кредитной организации рисками и контроль за реализацией указанного порядка;
2) утверждение порядка применения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков (в случае, предусмотренном статьей 72.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), включая оценку активов и обязательств, внебалансовых требований и обязательств кредитной организации, а также сценариев и результатов стресс-тестирования;
3) утверждение порядка предотвращения конфликтов интересов, плана восстановления финансовой устойчивости в случае существенного ухудшения финансового состояния кредитной организации, плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций, утверждение руководителя службы внутреннего аудита кредитной организации, плана работы службы внутреннего аудита кредитной организации, утверждение политики кредитной организации в области оплаты труда и контроль ее реализации;
4) проведение оценки на основе отчетов службы внутреннего аудита соблюдения единоличным исполнительным органом кредитной организации и коллегиальным исполнительным органом стратегий и порядков, утвержденных советом директоров (наблюдательным советом);
5) принятие решений об обязанностях членов совета директоров (наблюдательного совета), включая образование в его составе комитетов, а также проведение оценки собственной работы и представление ее результатов общему собранию участников кредитной организации;
6) утверждение кадровой политики кредитной организации (порядок определения размеров окладов руководителей кредитной организации, порядок определения размера, форм и начисления компенсационных и стимулирующих выплат руководителям кредитной организации, руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитной организации и иным руководителям (работникам), принимающим решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, квалификационные требования к указанным лицам, а также размер фонда оплаты труда кредитной организации).
В силу статьи 11.1-2 Федерального закона от дата N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) обязана соблюдать установленные Банком России требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля.
Согласно п. 2.3. Положения о адрес наименование организации Наблюдательный совет определяет стратегию, политику и основные принципы деятельности Кредитной организации, в том числе в области внутреннего контроля и осуществляет контроль за их реализацией, что не предполагает пассивного бездействия при исполнении возложенного на него функций.
То обстоятельство, что Наблюдательный совет, являясь частью внутреннего контроля, не реализовывал в полной мере возложенные на него полномочия, привело к отзыву у кредитной организации лицензии. При этом допущенные кредитной организацией нарушения были выявлены по результатам проведенных Банком России проверок. В свою очередь, члены Наблюдательного Совета обладали широким спектром полномочий для предотвращения возникновения рисков нарушения законодательства со стороны кредитной организации.
Доказательств того, что Аверин С.В, являясь членом Наблюдательного совета, осуществляя фактическое руководство организацией, реализовал предоставленные полномочия, предпринял весь комплекс необходимых мероприятий для предотвращения ситуации, при которой у кредитной организации была отозвана лицензия, материалы дела не содержат и административным истцом не приведено, что свидетельствует о его недобросовестном бездействии, которое повлекло принятие Банком России решения в отношении кредитной организации.
При таком положении у административного ответчика имелись все основания для принятия оспариваемого решения, принятого в пределах предоставленных полномочий, в полной мере отвечающего требованиям действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Решение районного суда, которым указанные выше обстоятельства учтены не были, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе Аверину С.В. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от дата отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Аверина Сергея Владимировича к Центральному банку Российской Федерации (Банку России) о признании незаконным решения от дата N 14-2-3-ОГ/11587ДСП в части отказа в удовлетворении жалобы об исключении из базы данных сведений о нем как о члене адрес наименование организации, обязании исключить из базы данных сведения - отказать.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.