Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Москвы о признании недействующим пункта 3 статьи 5 Устава муниципального округа Якиманка,
УСТАНОВИЛ:
Решением муниципального Собрания Якиманка в городе Москве от 27 ноября 2003 года N 68 принят Устав муниципального округа Якиманка (далее - Устав), который зарегистрирован в Департаменте территориальных органов исполнительной власти года Москвы 8 декабря 2003 года N 102 и опубликован в издании "Якиманка", N 17, декабрь, 2003.
Пунктом 3 статьи 5 Устава определен численный состав совета депутатов.
Решением Совета депутатов муниципального округа Якиманка в г. Москве от 12 ноября 2020 года N 79 "О внесении изменений в Устав муниципального округа Якиманка" пункт 3 статьи 5 изложен в новой редакции, согласно которой Совет депутатов состоит из 21 депутата.
Заместитель прокурора г. Москвы обратился в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим пункта 3 статьи 5 Устава, в обоснование требований указав, что оспариваемые нормативные положения противоречат требованиям пункта 1 части 2 статьи 12 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 56).
Представитель административного истца Мещеряков И.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Совета депутатов муниципального округа Якиманка в г. Москве Правдолюбова И.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Устава муниципального округа Якиманка Совет депутатов состоит из 21 депутата.
Между тем в силу требований части 8 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ ч исленность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения и не может быть менее 10 человек.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона города Москвы N 56 численность депутатов представительного органа муниципального округа определяется уставом муниципального округа в зависимости от численности избирателей муниципального округа и не может быть менее 10 и более 12 депутатов - при численности избирателей муниципального округа менее 50 тысяч человек.
Пунктами 10 и 11 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования избирателей осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы". Регистрация (учет) избирателей, установление численности зарегистрированных избирателей, формирование и ведение регистра избирателей осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Во исполнение приведенных норм постановлением ЦИК России от 6 ноября 1997 года N 134/973-II утверждено положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, согласно пункту 4.2 которого п о результатам учета избирателей, участников референдума формируются сведения о количестве избирателей, участников референдума, информация о которых содержится в территориальном фрагменте Регистра по состоянию на 1 января и 1 июля по форме N 2.1риур.
Сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет в течение трех дней после их направления в ЦИК России (пункт 4.6 положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации).
Согласно указанным данным число избирателей, участников референдума в районе Якиманка по состоянию на 1 января 2022 года составляет 13 967 человек.
С учетом изложенного численность депутатов Совета депутатов муниципального округа Якиманка не может быть менее 10 и более 12 депутатов, однако до настоящего времени изменения в Устав в соответствующей части не внесены, что подтверждается материалами дела. Таким образом, положения пункта 3 статьи 5 Устава не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, а административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
То обстоятельство, что обжалуемые нормативные положения были внесены в Устав решением Совета депутатов муниципального округа Якиманка в г. Москве от 12 ноября 2020 года N 79, в то время как заместителем прокурора г. Москвы оспаривается Устав муниципального округа Якиманка, принятый решением муниципального Собрания Якиманка в городе Москве от 27 ноября 2003 года N 68, правового значения для разрешения спора, вопреки доводам административного ответчика, не имеет.
Так, согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случае когда установлено, что административный истец оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции. Если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
Не могут быть приняты во внимание и доводы административного ответчика о том, что вне зависимости от внесения изменений в Устав на выборах депутатов в Совет депутатов Муниципального округа Якиманка будет выбрано только 10 депутатов.
Действительно, пункт 1 части 2 статьи 12 Закона города Москвы N 56, предусматривающий численность депутатов представительного органа муниципального округа не менее 10 и более 12 депутатов при численности избирателей муниципального округа менее 50 тысяч человек, был изложен в редакции, принятой Законом города Москвы от 29 декабря 2021 года N 39 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
В свою очередь статьей 2 Закона города Москвы от 29 декабря 2021 года N 39 закреплено, что у ставы внутригородских муниципальных образований в городе Москве и иные муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с требованиями Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 (в редакции настоящего Закона) не позднее чем по истечении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона. Требования частей 2 - 2.2 статьи 12 Закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (в редакции настоящего Закона) о численности депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований в городе Москве применяются в отношении представительных органов внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - представительные органы), решение о назначении выборов в которые принято после дня вступления в силу настоящего Закона. В случае если положения устава внутригородского муниципального образования в городе Москве, определяющие численность депутатов представительного органа, не приведены в соответствие с требованиями статьи 12 Закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (в редакции настоящего Закона), выборы депутатов представительного органа, назначенные после дня вступления в силу настоящего Закона, проводятся исходя из минимальной численности депутатов представительного органа, установленной статьей 12 Закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (в редакции настоящего Закона).
Таким образом, учитывая, что Устав в соответствие с положениями Закона города Москвы N 56 в редакции Закона города Москвы от 29 декабря 2021 года N 39 не приведен, выборы депутатов в Совет депутатов Муниципального округа Якиманка должны проводиться исходя из минимальной численности депутатов представительного органа, то есть из 10 депутатов.
Между тем закрепленное нормативное положение регулирует лишь порядок проведения выборов и не исключает необходимости приведения Устава в соответствие с нормами законодательства, имеющего большую юридическую силу. Установленный в ходе рассмотрения административного спора факт противоречия пункта 3 статьи 5 Устава Закону города Москвы N 56 не опровергнут, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Не имеют юридического значения в рамках осуществления абстрактного нормоконтроля доводы административного ответчика о причинах невнесения изменений в Устав, в том числе в связи с отсутствием необходимого кворума для принятия соответствующего решения.
Также подлежит отклонению позиция административного ответчика о невозможности удовлетворения требований заместителя прокурора г. Москвы по причине того, что решением Совета депутатов муниципального округа Якиманка в г. Москве от 12 ноября 2020 года N 79 были внесены не только изменения в пункт 3 статьи 5 Устава, но и в корреспондирующий ему пункт 3 статьи 26 Устава, согласно которому д епутаты Совета депутатов избираются на основе избрания десяти депутатов по многомандатным избирательным округам и одиннадцати депутатов по единому избирательному округу, то есть всего согласно статье 26 Устава избирается 21 депутат.
Так, согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства с уд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. В такой ситуации вопрос о соответствии иных положений Устава законодательству, имеющему большую юридическую силу, предметом судебной проверки при рассмотрении настоящего административного дела не является.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая, что пункт 3 статьи 5 Устава муниципального округа Якиманка противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд удовлетворяет административное исковое заявление заместителя прокурора г. Москвы.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим в части, суд исходит из того, что оспариваемые положения Устава применялись, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим пункт 3 статьи 5 Устава муниципального округа Якиманка, принятого решением муниципального Собрания Якиманка в г. Москве от 27 ноября 2003 года N 68, с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в издании "Московский муниципальный вестник".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 6 июля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.