Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., с участием прокурора отдела Прокуратуры адрес фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио на постановление судьи Никулинского районного суда адрес от дата по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1ст. 20.3.3, ст. 20.3.1 КоАП РФ, в отношении Лобанова Михаила Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
дата в отношении фио УУП Отдела МВД России по адрес составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
дата постанолвением Никулинского межрайонного прокурора адрес в отношении фио возбужденно дело об административном правонарушении по ст. 20.3.1 КоАП РФ.
Материалы указанных дел переданы на расммотрение в Никулинский районный суд адрес и определением судьи районного суда от дата дела в отношении фио объедены в одно производство.
Постановлением судьи Никулинского районного суда адрес от дата Лобанов М.С. признан виновным совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание с учетом положений части 2 и части 6 статьи 4.4 КоАП РФ в виде административного ареста сроком на 15 (пятнадцать) суток.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник фио просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях фио состава вмененных административных правонарушений по ч. 1 ст. 20.3.3, ст. 20.3.1 КоАП РФ. Заявитель ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие совершение Лобановым М.С. публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооружённых Сил Российской Федерации, а также на разжигание национальной ненависти, выводы судьи районного суда основаны на доказательствах, представленных исключительно сотрудниками полиции, которые являются недопустимыми и недостоверными; судом неправомерно отказано в вызове и допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции, составивших процессуальные документы; считает, что имеются основания для прекращения производства по настоящему делу.
В судебном заседании Лобанов М.С, защитник фио доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили об отмене обжалуемого акта как незаконного и необоснованного.
Прокурор отдела Прокуратуры адрес фио в судебном заседании дала заключение, в котором выразила согласие с обжалуемым постановлением судьи районного суда, считая вину фио доказанной материалами дела.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав фио, защитника фио, заслушав заключение прокурора, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ наступает за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях.
В соответствии с п. "г" ч.1 ст.102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится, в том числе, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами адрес.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от дата N 61-ФЗ "Об обороне", под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
На основании ч. 4 ст. 1 указанного Закона, в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от дата N 61-ФЗ "Об обороне", Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности адрес, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 10.1 указанного Федерального закона, решение об оперативном использовании за пределами адрес в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 указанного Федерального закона, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
Согласно ч. 1 ст. 87 Конституции РФ и ч. 1 ст. 4 Федерального закона от дата N 61-ФЗ "Об обороне", Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. При этом, Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от дата N 61-ФЗ "Об обороне").
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от дата N 61-ФЗ "Об обороне", Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в Конституции РФ (п. г ч. 1 ст. 102).
Постановлением Совета Федерации ФС РФ от дата N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации", в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Статьей 27 Федерального закона от дата N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от дата N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на адрес запрещается распространение экстремистских материалов. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от дата N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со статьей 20.3.1 КоАП РФ совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенных публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до сумма прописью, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до сумма прописью.
Пункты 1, 3 статьи 1 Федерального закона от дата N 114-ФЗ
"О противодействии экстремистской деятельности" гласят, что экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается, в том числе, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.
Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Указанные требования также закреплены в ст. 13 Федерального закона от дата N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", в соответствии с которой на адрес запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
В силу ст. 12 Федерального закона от дата N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Как следует из представленных материалов основаниями для привлечения фио явились изложенные в протоколе об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, составленном УУП Отдела МВД России по адрес, и постанолвении Никулинского межрайонного прокурора адрес о возбуждении дела по ст. 20.3.1 КоАП РФ, а именно:
- дата при осмотре страницы по адресу адрес, каб. N дата была выявлена информационная запись по адресу: https://vk.com/mlobanov84?w=wall1026401_2528, дата в время "Пока в Украине контрактники и срочники (Минобороны сегодня признало их использование) - выходцы из самых бедных слоев российского общества - гибнут за мечту Путина о "маленькой победоносной" спецоперации. Пока над миллионами нависает угроза безработицы. ПреZZидент подписал закон, который освобождает от уплаты НДС при покупке драгоценных металлов в слитках. Можно было бы освободить от НДС лекарства или продукты, что позволило бы сдержать рост цен и напрямую помогло бы десяткам миллионов жителей страны. Но Путин не приемлет "никакой войны кроме классовой" и активно воюет на той стороне фронта против нас. Второе. Сегодня правительство предложило освободить от подоходного налога крупные вклады в банках за дата и дата. Можно было бы освободить от подоходного налога людей с низкими зарплатами и хоть чуть-чуть их поддержать, наименование организации. Своих менее 1%, но им надо много, а нас более 99%, но мы чужие.". Высказывание Лобанова М.С. носит публичный характер, доступ к размещенной публикации свободен и доступен для неограниченного круга пользователей, так как вышеуказанную информационную запись просмотрели 17 000 человек, а также данное высказывание направлено на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации, которые проводят специальную операцию с целью защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, на основании решения Президента Российской Федерации и Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от дата N35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами адрес";
- дата, по адресу: адрес, в здании УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, произведен осмотр страницы в социальной сети "Вконтакте" по адресу: http://vk.com/mlobanov84, где размещен пост с высказываниями тематического содержания: "Кадыров посылает чеченцев убивать украинцев. Путин нанимает 15 тысяч боевиков на Ближнем Востоке - убивать украинцев. Это "Русский мир". Не перепутайте. (с)" При дальнейшем просмотре страницы была обнаружена информационная запись, которая опубликована по адресу: https://vk.com/mlobanov84?w=wall1026401_2528, дата в время "Пока в Украине контрактники и срочники (Минобороны сегодня признало их использование) - выходцы из самых бедных слове российского общества - гибнут за мечту Путина о "маленькой победоносной" спецоперации. Пока над миллионами нависает угроза безработицы. ПреZZидент и правительство экстренно ищут способы, как помочь богатым и очень богатым людям за счет государственного бюджета. Первое. Сегодня ПреZZидент подписал закон, который освобождает от уплаты НДС при покупке драгоценных металлов в слитках. Можно было бы освободить от НДС лекарства и продукты, что позволило бы сдержать рост цен и напрямую помогло бы десяткам миллионов жителей страны. Но Путин не приемлет "никакой войны кроме классовой" и активно воюет на той стороне фронта против нас. Второе. Сегодня правительство предложило освободить от подоходного налога крупные вклады в банках за дата и дата. Можно было бы освободить от подоходного налога людей с низкими зарплатами и хоть чуть-чуть их поддержать, наименование организации. Своих менее 1%, но им надо много, а нас более 99%, но мы чужие".
Факт совершения Лобановым М.С. административных правонарушений и его вина подтверждается исследованными доказательствами: сопроводительным письмом Никулинского межрайонного прокурора адрес фио о направлении материала для организации проверки от дата, рапортами сотрудника полиции фио, актом осмотра интернет ресурса от дата с постом тематического содержания, размещенного Лобановым М.С, фотоматериалами, определением о возбуждении дела и проведения административного расследования, протоколом об административном правонарушении от дата N 1267316, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, заключением специалиста N 136/22 от дата и иными материалами дела.
Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях фио состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.3.3, ст. 20.3.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Установив, что Лобанов М.С. совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно совершил возбуждение ненависти по признакам национальности происхождения и религии - к чеченцам и мусульманам, в том числе выходцам с Ближнего Востока со стороны русских и украинцев, а также унижение человеческого достоинства группы лиц, дискриминации по отношению к социальной (социально профессиональной) группе "российских чиновников и члены Правительства", судья правильно квалифицировал действия фио по ч. 1 ст. 20.3.3, ст. 20.3.1 КоАП РФ.
Действия Лобанова М.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки мнению зашиты, заключение специалиста фио N 136/22 от дата получило оценку судьи районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Несогласие защитника с методами исследования и выводами специалиста, содержащимися в заключении от дата 136/22, не влечет отмену судебного акта.
Ссылка в жалобе о нарушении судом принципа состязательности и равноправия сторон, в связи с отсутствием в судебном заседании сотрудников полиции, составивших протокол об административном правонарушении и иные процессуальные документы по делу, не влечет отмену или изменение обжалуемого судебного акта.
Из разъяснений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, требованиями КоАП РФ не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и сотрудников полиции, применявших обеспечительные меры по делу об административном правонарушении.
При этом, поддержание государственного обвинения не входит в полномочия должностного лица полиции, оформившего протокол по делу об административном правонарушении.
Довод жалобы о незаконности ограничения судьей районного суда стороны защиты в представлении доказательств, выразившегося в отказе в удовлетворении ходатайств, заявленных в ходе судебного заседания, несостоятелен и не может служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ в ее нормативном единстве со ст. 26.11 КоАП РФ судья приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, в том числе вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в ст. 26.1 КоАП РФ. Однако, имеющая совокупность доказательств явно позволяла суду установить все обстоятельства административного правонарушения.
По смыслу ст. 24.4 КоАП РФ суд первой инстанции вправе как удовлетворить ходатайство, так и отказать в его удовлетворении в зависимости от обстоятельств дела. Данные требования судом выполнены, ходатайства судьей районного суда рассмотрены и мотивировано отклонены (л.д. 122, 144).
Доводы заявителя о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушил принцип презумпции невиновности, несостоятельны.
Изучение представленных материалов свидетельствует, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все доказательства по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с фактом привлечения к административной ответственности, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Административное наказание в виде административного ареста сроком на 15 суток назначено Лобанову М.С. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.9, 4.1, 4.4 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, личности виновного, характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Каких-либо фактических обстоятельств, влекущих изменение вида назначенного административного наказания заявителем не приведено, поскольку Лобанов М.С. не относится к лицам, указанным в ст. 3.9 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Порядок и срок давности привлечения фио к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Никулинского районного суда адрес от дата по делу об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.3.3, ст. 20.3.1 КоАП РФ, в отношении Лобанова Михаила Сергеевича, - оставить без изменения, жалобу защитника Кушнира В, В, - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.