Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника наименование организации по доверенности Губиной О.С. на постановление заведующего сектором АТИ по ТиНАО ОАТИ адрес от дата N19-11-В04-00139\01, на решение заместителя начальника адрес Москвы от дата, на решение судьи Щербинского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.18 адресМосквы, в отношении наименование организации,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заведующего сектором АТИ по ТиНАО ОАТИ адрес от дата N адрес наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 адрес Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере сумма
Решением заместителя начальника ОАТИ адрес от дата данное постановление оставлено без изменения, жалоба стороны защиты - без удовлетворения.
Не согласившись с такими актами должностных лиц ОАТИ адрес, защитником общества на них подана жалоба в Щербинский районный суд адрес, решением судьи которого от дата указанные постановление и решение оставлены без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от дата решение судьи районного суда от дата отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения дата оспариваемые постановление и решение должностных лиц ОАТИ адрес изменены, местом совершения правонарушения указан адрес: адрес до СТН "Ракитки", в остальной части указанные акты оставлены без изменения, жалоба защитника общества - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд приведенные выше акты должностных лиц административного органа и судьи районного суда обжалует защитник общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, судьей районного суда не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела данной категории, в том числе указанное во всех процессуальных документах место совершения правонарушения, по которому каких-либо работ общество не осуществляло, работы по прокладке водопровода по государственному контракту в качестве подрядчика выполняло в пределах адреса: п.Сосенское адрес; вина общества во вмененном ему административном правонарушении не доказана, в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 адресМосквы; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель наименование организации, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшего изложенные в жалобе доводы настаивавшего на их удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения защитника общества, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов должностных лиц административного органа и судьи районного суда не имеется, в связи со следующим.
Частью 1 ст. 8.18 КоАП адрес предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок.
В соответствии с п.п.2.2.1, 2.2.3 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 299-ПП, исполнитель работ обязан установить временное ограждение в соответствии с требованиями Правил, проекта проведения (производства) работ и ордера (разрешения); установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания работ.
На основании п.2.4 Правил, при проведении земляных, ремонтных, аварийно-восстановительных и иных работ запрещено, в том числе, повреждать существующие сооружения, зеленые насаждения и элементы благоустройства.
Исходя из положений п. 4.7.2 тех же Правил, пункт мойки (очистки) колес автомобилей устанавливается на объектах, где ведутся работы по выемке и перемещению грунта автомобильным транспортом за границы участка проведения работ, а также работы, связанные с перемещением транспортных средств вне обустроенных дорог с твердым покрытием в местах проведения работ и с последующим выездом на территорию общего пользования.
Пунктом 5.6 вышеназванных Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, определено, что на месте производства работ сбор отходов (включая отходы строительства и сноса) и мусора осуществляется в контейнеры для сбора и временного хранения отходов и мусора и/или на оборудованных, специализированных площадках.
Согласно п.п.1.1, 2.1.4, 2.2, 2.2.1, 2.2.1.3 Положения об Объединении административно-технических инспекций адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата N 960-ПП, Объединение административно-технических инспекций адрес является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в адрес с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений, контроль за соблюдением подрядными организациями адрес правил и технологии производства работ по государственным контрактам в сфере благоустройства городских территорий (ведомственный контроль), региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также аттракционной техники; основными задачами Объединения являются, в том числе, осуществление контроля за соблюдением правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес; в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции регионального государственного контроля за соблюдением юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями установленных Правительством Москвы требований к порядку проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, в том числе к обустройству мест проведения (производства) работ и прилегающей территории, срокам начала и завершения работ в соответствии с утвержденным графиком, защите и сохранности подземных сооружений и коммуникаций; соответствия проводимых работ проекту проведения (производства) работ, Паспорту колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в адрес и целям проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов, указанных в ордере (разрешении); осуществляет
оформление (переоформление, закрытие, приостановление и прекращение действия) ордера (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в адрес.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 15.05 час. дата в ходе проведения на основании поручения заведующего сектором АТИ по ТиНАО ОАТИ адрес планового (рейдового) обследования территории по адресу: адрес, адрес до наименование организации, должностным лицом выявлено, что в нарушение требований п.п.2.2.1, 2.2.3, 2.4, 4.7.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 299, наименование организации, будучи в соответствии с уведомлением N1102084 исполнителем работ по прокладке (размещению) инженерных сетей и сооружений связи, для проведения которых не требуется разрешения на строительство, допустило отсутствие информационных щитов в местах проведения работ, частичное отсутствие ограждений разрытий и опасных мест, загрязнение имеющихся секций ограждений, отклоняющихся от вертикали, не очищение территории мест проведения работ от мусора, мусор не вывезен, вынос грязи колесами автотранспортных средств за границы зоны проведения работ на проезжую часть адрес, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.18 КоАП адрес.
Факт совершения наименование организации указанного административного правонарушения и его вина объективно подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе поручением заведующего сектором АТИ по ТиНАО ОАТИ адрес от дата о проведении главным инспектором адрес Москвы мероприятий по контролю за внешним благоустройством объектов адрес и прилегающих территорий, с выходом на территорию, с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи; рапортом главного инспектора инспекции по контролю за благоустройством городских территорий адрес по обстоятельствам выявления административного правонарушения в действиях наименование организации; фотоматериалом, которым зафиксированы указанные нарушения Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес; актом обследования территории земельного участка по вышеприведенному адресу; схематическим чертежом земельного участка по адресу: адрес, адрес до наименование организации; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица наименование организации; информацией адресМосквы об исполнителе работ по адресу: адрес, адрес до наименование организации; уведомлением N1102084; предписанием об устранении выявленных нарушений; протоколом по делу об административном правонарушении от дата в отношении наименование организации, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 адресМосквы, указаны нормы Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке извещенного о месте и времени составления протокола, путем направления посредством Почты России по адресу места нахождения общества, внесенному в ЕГРЮЛ, уведомления, врученного
почтальоном дата, что подтверждается текстом указанного уведомления, квитанцией Почты России, описью почтовых отправлений, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N11773739661403, распечатанного с официального сайта наименование организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", копия протокола для сведения направлена почтой и получена обществом, что не оспаривается стороной защиты, все сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства оформлены должностными лицами ОАТИ адрес в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в адрес, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Рапорт оформлен именно тем должностным лицом ОАТИ адрес, который непосредственно выявил административное правонарушение, осуществил фотосъемку и составил протокол об административном правонарушении, в рамках своих должностных обязанностей, изложенные и зафиксированные в них фактические обстоятельства выявления административного правонарушения в действиях общества согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, порядок составления рапорта соблюден, он отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам такого рода положениями ст. 26.2 КоАП РФ.
При этом, нормы КоАП РФ не регламентируют процедуру составления рапорта должностным лицом ОАТИ адрес, не предусматривают обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Представленный фотоматериал, которым зафиксировано неудовлетворительное содержание ответственной организацией наименование организации места производства работ по вышеприведенному адресу, является приложением к рапорту должностного лица ОАТИ адрес, в котором указано о проведении фотосъемки, он содержит сведения о дате и времени проведения фотосъемки и фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем данный фотоматериал в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, который при рассмотрении судьей районного суда настоящего дела об административном правонарушении получил надлежащую правовую оценку.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериала доказательством по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП адрес, являются общественные отношения, возникающие в сфере благоустройства города, и с объективной стороны характеризуется совершением виновным лицом действий в том числе, за несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию места производства работ, строительных площадок.
Установив, что наименование организации, будучи исполнителем работ по указанному выше адресу, допустило неудовлетворительное содержание места производства работ, а именно: отсутствие информационных щитов в местах проведения работ, частичное отсутствие ограждений разрытий и опасных мест, загрязнение имеющихся секций ограждений, отклоняющихся от вертикали, не очищение территории мест проведения работ от мусора, мусор не вывезен, вынос грязи колесами автотранспортных средств за границы зоны проведения работ на проезжую часть адрес, что является нарушением требований п.п.2.2.1, 2.2.3, 2.4, 4.7.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, которые должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок органов государственного надзора, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 адресМосквы.
Поскольку сведения о месте совершения правонарушения должностными лицами были взяты из электронной заявки заказчика работ Департамента строительства адрес, фактически обследование территории осуществлялось и правонарушение выявлено по адресу: адрес, адрес до наименование организации, что подтверждается материалами дела, включая публичную кадастровую карту, электронное уведомление, схему территории обследования, судьей районного суда изменен адрес места совершения правонарушения на адрес: адрес до СТН "Ракитки".
Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательства, подтверждающие, что наименование организации приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, тогда как такая у общества имелась, однако оно бездействовало, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
наименование организации, являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и адрес, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Постановление от дата N19-11-В04-00139\01, которым наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 КоАП адрес, и подвергнуто административному наказанию, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил, нарушение которых вменяется обществу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заведующим сектором АТИ по ТиНАО адрес Москвы, с соблюдением положений ст. ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, а также установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дела срока давности привлечения к административной ответственности, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела, копия постановления для сведения направлена в адрес общества посредством Почты России и вручена адресату дата, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дата заместителем начальника ОАТИ адрес жалобы на данное постановление, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, тогда как при изложенных выше обстоятельствах, допустив неудовлетворительное содержание места производства земляных работ, общество нарушило Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 299, что свидетельствует об умышленном игнорировании требований закона, действия юридического лица признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном решении, которое мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст.8.18 КоАП адрес, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству адрес, степени общественной опасности, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и назначения наказания в виде предупреждения, не установлено.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа законный представитель общества, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке статьи 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановления и решения должностных лиц административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заведующего сектором АТИ по ТиНАО ОАТИ адрес от дата N19-11-В04-00139\01, решение заместителя начальника адрес Москвы от дата, решение судьи Щербинского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.18 адресМосквы, в отношении наименование организации оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Губиной О.С. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.