Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Мишакова М.В. на постановление судьи Тверского районного суда адрес от дата, которым Мишаков Михаил Викторович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
дата должностным лицом адрес УВД по адрес ГУ МВД России по адрес в отношении Мишакова Михаила Викторовича составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Тверской районный суд адрес, судьей которого дата вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление обжалует фио по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина заявителя во вмененном ему административном правонарушении не доказана, отсутствуют доказательства, подтверждающие совершение им публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооружённых Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности; не назначена и не проведена лингвистическая экспертиза, чем нарушено право на защиту; нарушено право заявителя на свободу выражения мнения по общественно значимым вопросам; при рассмотрении настоящего дела не учтены положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод; неправомерно отказано в вызове и допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции, осуществлявших доставление заявителя в ОМВД и представивших в материалы дела рапорты; не обеспечено участие в судебном заседании суда первой инстанции лица, поддерживающего обвинение от имени государства; не имелось правовых оснований для применения в отношении заявителя мер обеспечения производства по делу; выводы судьи районного суда противоречат фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, не основаны на законе.
В судебное заседание Московского городского суда фио, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по ордеру адвоката фио, в полном объеме поддержавшего изложенные в жалобе доводы, настаивавшего на их удовлетворении, дополнительно обратившего внимание на назначение чрезмерно сурового, несоразмерного содеянному наказания.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ предусмотрена за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемо, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от ста тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от трехсот тысяч до сумма прописью.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 13.15 час. дата у приемной Администрации Президента Российской Федерации по адресу: адрес, находясь в общественном месте, привлекая внимание других граждан и средств массовой информации, блогеров, фио демонстрировал неопределённому кругу лиц средство наглядной агитации - плакат формата А3 с надписью тематического содержания: "Нет - Войне и смертям в Украине! Нет - Геноциду и Репрессиям! Свободу Слова и политзаключенным в РФ", которая соответствует распространённой в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" трансляции негативного отношения к проводимой специальной военной операции Вооружёнными Силами Российской Федерации, совершив тем самым публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых сил Российской Федерации, которые проводят специальную военную операцию с целью поддержания международного мира и безопасности на основании решения Верховного главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации - Президента Российской Федерации и Постановления Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от дата N 35-СФ "Об использовании Вооружённых сил Российской Федерации за пределами адрес", совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ.
Факт совершения Мишаковым М.В. указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных судьёй доказательств, в том числе, рапортами и письменными объяснениями сотрудников МВ фио ППСП адрес УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио и фио по обстоятельствам выявления административного правонарушения в действиях Мишакова М.В.; протоколом о доставлении в ОМВД совершившего административное правонарушение Мишакова М.В.; протоколом изъятия вещей и документов, согласно которому у Мишакова М.В. изъят находившийся при нем плакат формата А3 с надписью тематического содержания: "Нет - Войне и смертям в Украине! Нет - Геноциду и Репрессиям! Свободу Слова и политзаключенным в РФ"; фотоматериалом, которым фио зафиксирован у приемной Администрации Президента Российской Федерации по адресу: адрес, демонстрирующим неопределённому кругу лиц плакат формата А3 с надписью тематического содержания: "Нет - Войне и смертям в Украине! Нет - Геноциду и Репрессиям! Свободу Слова и политзаключенным в РФ"; копией паспорта гражданина РФ на имя Мишакова М.В.; информацией СПО СК АС "Российский паспорт"; сведениями о наличии административных правонарушений в отношении заявителя; фототаблицей и скриншотами с интернет - ресурсов, транслирующими негативное отношение к проводимой военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации, содержащие в том числе, призывы и лозунги, актом осмотра интернет - ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; протоколом об административном правонарушении от дата в отношении Мишакова М.В, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии заявителя, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, копия
протокола для сведения ему вручена на руки, в чем он собственноручно расписался, все существенные данные, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит, равно как содержит подпись должностного лица, его составившего.
Перечисленные доказательства оформлены сотрудниками правоохранительных органов в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Сведениями о фальсификации данных доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ не представлено.
То обстоятельство, что составлявшее протокол об административном правонарушении должностное лицо не являлось непосредственным очевидцем совершения заявителем публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооружённых сил Российской Федерации в спецоперации, не влияет на его доказательственную оценку, поскольку нормы КоАП РФ не содержат требования об обязательном составлении протокола об административном правонарушении именно тем должностным лицом, которое непосредственно обнаружило административное правонарушение, с учетом того, что вышеназванный протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях должностным лицом ОМВД России по адрес.
Рапорты подготовлены именно теми сотрудниками полиции, которые непосредственно выявили административное правонарушение в действиях заявителя и доставили его в ОМВД, в рамках их должностных обязанностей, изложенные в них фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст. 26.2 КоАП РФ.
При этом, КоАП РФ не регламентирует процедуру составления рапорта сотрудником правоохранительных органов, не предусматривает обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний, рапорт не регистрируется в книге учета сообщений о преступлении.
Вопреки позиции стороны защиты, не свидетельствуют об отсутствии события вменяемого административного правонарушения указания в жалобе на то, что при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда неправомерно не были вызваны в судебное заседание и не допрошены в качестве свидетелей сотрудники полиции, доставившие заявителя в ОМВД, так как материалы дела содержат рапорты и письменные объяснения полицейских МВ фио ППСП адрес УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио и фио, из которых усматривается, что они находились при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, когда в 13.15 час. дата у приемной Администрации Президента Российской Федерации по адресу: адрес, ими был выявлен фио, который находясь в общественном месте, привлекал к себе внимание других граждан и средств массовой информации, блогеров, демонстрируя неопределённому кругу лиц плакат формата А3 с надписью тематического содержания: "Нет - Войне и смертям в Украине! Нет - Геноциду и Репрессиям! Свободу Слова и политзаключенным в РФ", которая соответствует распространённой в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" трансляции негативного отношения к проводимой специальной военной операции Вооружёнными Силами Российской Федерации, совершая тем самым публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых сил Российской Федерации, которые проводят специальную военную операцию с целью поддержания международного мира и безопасности, в связи с чем был доставлен в ОМВД, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны непосредственными очевидцами совершения противоправных действий заявителя, предупрежденными об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных сотрудников полиции, составивших рапорты и давших письменные объяснения по обстоятельствам совершения заявителем административного правонарушения, в исходе рассматриваемого дела не имеется, оснований для оговора ими заявителя не установлено, с ним они ранее знакомы не были, а исполнение сотрудниками полиции, являющимися должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, выявление административных правонарушений.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, выражается в публичных действиях, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Установив, что фио в общественном месте неопределённому кругу лиц умышленно демонстрировал средство наглядной агитации - плакат с надписью тематического содержания: "Нет - Войне и смертям в Украине! Нет - Геноциду и Репрессиям! Свободу Слова и политзаключенным в РФ", которая соответствует распространённой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" трансляции негативного отношения к проводимой специальной военной операции Вооружёнными Силами Российской Федерации, направленнной на формирование ложного мнения относительно истинных целей и задач использования Вооружённых Сил Российской Федерации в специальной военной операции на Украине, целью которой является демилитаризация и денацификацию в целях поддержания международного мира и безопасности, совершив тем самым публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых сил Российской Федерации, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ.
Наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, на которые ссылается автор жалоб, не могут повлиять на квалификацию действий заявителя ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению его от административной ответственности.
Доводы стороны защиты о нарушении привлечением заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ его права на свободу выражения мнения и свободу слова, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, осуществление права на свободу выражения мнения, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, в целях сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, её независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране.
Также не влекут отмену оспариваемого судебного акта и ссылки в жалобе на неправомерное непроведение по настоящему делу судебной лингвистической экспертизы текста надписи, выполненной на демонстрируемом Мишаковым М.В. плакате, поскольку данное средство наглядной агитации, в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, подлежит оценке в совокупности с иными добытыми по делу доказательствами, которые в данном случае с очевидностью свидетельствуют о том, что приведенный текст по своему содержанию фактически аналогичен информации, имеющейся в социальных сетях общедоступной информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", транслирующих негативное отношение к проводимой военной операции на Украине, направленной на демилитаризацию и денацификацию в целях поддержания международного мира и безопасности.
Частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ закреплено, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В качестве таких мер, связанных с временным принудительным ограничением свободы, ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ предусмотрено доставление и п. 2 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ - административное задержание, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, в связи с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Учитывая изложенные нормы, тот факт, что составление протокола на месте выявления административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела было невозможным, применение меры обеспечения производства по настоящему делу в виде доставления в ОМВД связано, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, применение к заявителю такой меры не противоречило положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлось соразмерным конституционно значимым целям охраны правопорядка и общественной безопасности, и было законно выполнено сотрудниками правоохранительных органов.
При этом, протокол об административном доставлении заявителя в полной мере отвечает приведенным требованиям, с учетом того, что он был осведомлен о том, за какие противоправные действия к нему применена данная мера, составлен уполномоченным на то должностным лицом, в соответствии с требованиями закона.
Нормами КоАП РФ не предусмотрено участие в судебном разбирательстве по данному делу прокурора, как лица, поддерживающего обвинение, так как в силу п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, тогда как рассматриваемое дело в отношении заявителя не было возбуждено по инициативе прокурора.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ.
Статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
С учетом приведенных норм, отсутствие при рассмотрении настоящего дела судьей суда первой инстанции государственного обвинителя в лице прокурора или должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, не влияет на законность обжалуемого постановления судьи районного суда и не влечет его отмену.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки позиции стороны защиты, административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.3.1 КоАП РФ, с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.2, ст.3.3, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, степени общественной опасности, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественная безопасность и общественный порядок, личности виновного, является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не установлено.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, а также принципы презумпции невиновности и законности соблюдены, бремя доказывания по делу распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданных жалоб, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Тверского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ, в отношении Мишакова Михаила Викторовича оставить без изменения, жалобу Мишакова М.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.