Судья Московского городского суда И.П. Козлов, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Никишина М.Л. на постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ИП Никишина М.Л.
УСТАНОВИЛ:
28 декабря 2021 г. специалистом-экспертом отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков Управления Роспотребнадзора по г. Москве Эмирвелиевой В.А. в отношении ИП Никишина М.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд г.Москвы.
Постановлением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2022г. Никишин М.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Никишина М.Л. ставит вопрос об отмене постановления судьи, что проверка осуществлена с нарушениями норм Федерального закона N294-ФЗ, так как он не присутствовал при проведении проверки, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, вину он не признает.
Проверив материалы дела, выслушав Никишина М.Л, представителя Роспотребнадзора ** И.С, возражавшую против доводов жалобы, обозрев видеозапись осмотра, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 24 названного Федерального закона установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 29).
П.2.11 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказания услуг" предусмотрено, что уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря.
П. п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID -19" установлено, что м ероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, является в том числе организация дезинфекционного режима на объектах торговли, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 01 ноября 2021 года, в 12 часов 20 минут, в ходе проведения осмотра, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Никишину ** (далее-ИП Никишин М.Л.) помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, предприятия зоомагазина ИП Никишина М.Л. по адресу: г.Москва, **, должностным лицом Управления Роспотребназдора по ЮАО в г.Москве было установлено, что ИП Никишиным М.Л. были допущены нарушения, выразившиеся в не проведении, в полном объеме, мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в т.ч. дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения распространения среди населения города Москвы новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV :
- в помещении магазина (торговом зале), в месте массового скопления людей, не проводятся мероприятия по обеззараживанию воздуха с целью уничтожения болезнетворных микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний), передающихся, в том числе, воздушно-капельным путем, что не исключает возможность распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV, среди персонала и посетителей, а именно: отсутствует бактерицидный облучатель для обеззараживания воздуха в помещении магазина;
- не проводятся в полном объеме профилактические дезинфекционные мероприятия, отмечено, что в помещении магазина проведение уборки осуществляется без применения дезинфицирующих средств, обладающих вирулицидной активностью (отсутствует график уборки магазина), уборочный инвентарь, используемый для проведения уборки магазина, не промаркирован в зависимости от назначений помещений и видов работ, что является нарушением:
ст.11, 24, ст.29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, п.2.11 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказания услуг", п.5, п.129 СП 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний", п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID -19".
Действия ИП Никишина М.Л. квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вина Никишина М.Л. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 28.12.2021 г. с описанием времени, места и события административного правонарушения; протоколом осмотра от 01.11.2021 г, фото- видеоматериалом, сведениями о регистрации ИП Никишина М.Л. в качестве индивидуального предпринимателя и иными материалами.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод судьи о виновности ИП Никишина М.Л. в совершении административного правонарушения соответствует материалам дела и представленным доказательствам.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Вопреки доводам жалобы в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ИП Никишиным М.Л. приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ИП Никишина М.Л. имелась, доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ИП Никишина М.Л, в связи с чем судьей районного суда сделан обоснованный вывод о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласиться с доводом о нарушении требований п.2 ст.15 Федерального закона N294-ФЗ не представляется возможным.
В силу положений КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Федеральный от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Между тем, из материалов дела не усматривается, что в отношении ИП Никишина М.Л. проводилась какая-либо проверка.
Положения ст. 27.8 КоАП РФ были соблюдены. Осмотр проводился в присутствии работника магазина, что зафиксировано на видеозаписи. Также на видеозаписи зафиксированы все выявленные нарушения.
Доводы жалобы о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении нес могут повлечь отмену постановления суда, так как такой срок не является пресекательным.
Довод о прекращении производства по делу в связи с Постановлением Правительства г. Москвы N921-ПП от 24 мая 2022г. несостоятелен.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Однако указанным постановлением не устраняется ответственность за правонарушение, за которое был привлечен Никишин М.Л.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения юридического лица.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ИП Никишина М.Л. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.