2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Марченко В.А., судей Бахина А.А. и Шнорра А.Г., при секретаре судебного заседания Долина Г.К., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании с бывшего военнослужащего Омского филиала названного образовательного учреждения "звание" запаса Кондрашина "Н.А." денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку, по апелляционной жалобе ответчика на решение Омского гарнизонного военного суда от 17 марта 2022 года.
Заслушав доклад председательствующего Марченко В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного акта, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, окружной военный суд
установил:
Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Академия) обратилось в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что Кондрашин 1 августа 2016 года поступил в Омский филиал Академии, а в последующем, приказом начальника названного образовательного учреждения от 14 февраля 2020 года N 7 был отчислен из Академии по недисциплинированности. При этом, согласно контракту о прохождении военной службы, заключенному с Кондрашиным на время обучения в названном военном учебном заведении и пять лет военной службы после его окончания, последний принял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон), средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, общая сумма которых составляет "000000" рублей.
На основании изложенного истец просил суд взыскать с Кондрашина в пользу Академии указанную сумму денежных средств.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме и взыскал с Кондрашина в пользу Академии денежные средства в сумме "000000" рублей. Кроме того суд взыскал с ответчика в бюджет города Омска государственную пошлину в размере 6 667 рублей.
В апелляционной жалобе Кондрашин, выражая несогласие с решением суда, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование этого ответчик, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 431 ГК РФ, п.7 ст.35 Закона утверждает, что условие и размер подлежащих возмещению денежных средств включается в контракт о прохождении военной службы. При этом согласно заключенному с ним контракту о прохождении военной службы, он обязался возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере "00000" рублей. Условий о возмещении денежных средств в указанном размере за каждый год обучения контракт не содержит, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания с него денежных средств в большем размере, чем указано в подпункте "в" пункта 2 контракта. Принимая указанное выше решение, суд безосновательно учёл сведения, указанные в индивидуальной карте учёта средств федерального бюджета, поскольку в ней отсутствуют данные о его ознакомлении с этим документом.
Ссылаясь на практику Омского гарнизонного военного суда, автор апелляционного обращения также утверждает, что пункты 1-7 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N402 (далее - Методика), применению не подлежат.
В поданных на апелляционную жалобу возражениях представитель истца просит решение Омского гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, окружной военный суд не усматривает оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного решения.
В силу положений п. 7 ст. 35 Закона граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Таким образом, в контракт о прохождении военной службы включается условие об обязанности военнослужащего, уволенного с военной службы до окончания его срока, возместить средства, затраченные на его обучение, а порядок расчёта размера таких средств определяется Правительством Российской Федерации.
Как видно из п. 2, 3, 5-7 Методики, размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военных образовательных организациях, определяется исходя из расходов, произведенных этой организацией для выполнения квалификационных требований. Период, на который определяются расходы, составляет 1 финансовый год, а размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств, которое рассчитывается с учётом всего времени, затраченного на обучение, по специальной формуле.
Из материалов дела следует, что Кондрашин с 1 августа 2016 года зачислен на первый курс и списки личного состава филиала Академии, назначен на воинскую должность курсанта по военной специальности "... " с присвоением воинского звания " "... "".
Для указанной военной специальности определена фиксированная сумма в размере "00000" рублей в год, подлежащая включению в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в 2017 году.
25 октября 2017 года между Кондрашиным и Министерством обороны РФ в лице начальника филиала Академии заключен контракт о прохождении военной службы на период освоения образовательной программы и на 5 лет военной службы после получения высшего образования. В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 этого контракта, Кондрашин принял на себя обязательство возместить в случаях, установленных Законом, средства федерального бюджета, затраченные на его военную (специальную) подготовку в вышеуказанном размере. В то же время Кондрашин в добровольном порядке просил командование филиала Академии заключить с ним контракт, сообщил о разъяснении ему порядка исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченного на его военную и специальную подготовку, дал обязательство возместить такие средства в случае расторжения контракта.
14 февраля 2020 года Кондрашин отчислен из указанного военного образовательного учреждения по недисциплинированности, досрочно уволен с военной службы по указанному выше основанию и с 18 февраля 2020 года исключен из списков личного состава филиала Академии.
С учетом таких данных, размер, подлежащих возмещению Кондрашиным денежных средств, исходя из указанного в контракте фиксированного значения и срока обучения продолжительностью 3 года 6 месяцев, составил "000000" рублей.
Приведенные обстоятельства подтверждаются выпиской из приказа Министра обороны РФ от 30 июля 2016 года N 502, выписками из приказов начальника филиала Академии от 1 августа 2016 года N 165, от 14 февраля 2020 года N 7, от 18 февраля 2020 года N 36, копией контракта о прохождении военной службы, копией индивидуальной карты учёта средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку гражданина в период обучения в военно-учебном заседании, копиями рапортов Кондрашина, расчетом фиксированных значений сумм, подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемых в 2017 году в филиале Академии.
При таких обстоятельствах расчет денежных средств, подлежащих взысканию с Кондрашина, как военнослужащего, отчисленного из филиала Академии по недисциплинированности и уволенного с военной службы до окончания срока действия контракта о прохождении военной службы, должен производиться исходя из указанного в контракте фиксированного значения суммы средств, затраченных на его обучение за год, а полная стоимость такого обучения должна определяться с учетом общей продолжительности обучения.
Таким образом, гарнизонный военный суд, оценив в совокупности вышеуказанные обстоятельства, пришёл к правильному выводу о том, что исковые требования Академии являются обоснованными, подтверждаются представленными доказательствами, в связи с чем с Кондрашина подлежат взысканию средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере "000000" рублей.
При этом довод Кондрашина о том, что он обязался возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере "00000" рублей, а заявленные к нему исковые требования на большую сумму необоснованные, является несостоятельным и основан на неверном толковании норм закона.
Размер подлежащих возмещению денежных средств соответствует фактически понесённым расходам федерального бюджета и определен на основании Методики, согласно которой период, на который определяются расходы, составляет 1 финансовый год. Данная Методика утверждена постановлением Правительства РФ и опубликована в установленном порядке.
Отсутствие в контракте о прохождении военной службы указания о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку при наличии вышеназванных условий из расчёта "00000" рублей в год, не влияет на вывод суда и не является основанием для освобождения Кондрашина от обязанности возместить указанные средства.
Судебные акты по другим делам, на которые ссылается автор апелляционного обращения, согласно ст. 61 ГПК РФ не имеют преюдициального значения для настоящего спора.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося решения суда, из дела не усматривается.
Иные доводы жалобы на законность судебного постановления, согласующегося с подлежащими применению нормами материального права, также не влияют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, окружной военный суд, определил:
решение Омского гарнизонного военного суда от 17 марта 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва" Министерства обороны Российской Федерации к Кондрашину "Н.Ю." оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение трех месяцев может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий В.А. Марченко
Судьи: А.А. Бахин
А.Г. Шнорр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.