Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2256
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, от истца: Муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" - Зерновская С.А. юрисконсульт по доверенности от 04.12.2003 N 5735/1, Краснов Д.С. юрисконсульт по доверенности от 07.04.2004 N 1801/1 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" на решение от 13.02.2004, постановление от 19.04.2004 по делу N А51-6613/2003 27-223 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Находка, Администрации г. Находка, Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации, третье лицо: Департамент финансов Администрации Приморского края о взыскании 3356100 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мотивированное постановление кассационной инстанции откладывалось до 13 августа 2004 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомхоз" обратилось с иском в Арбитражный суд Приморского края к Администрации г. Находки, Управлению социальной защиты населения г. Находки о взыскании убытков в сумме 3356100 руб., возникших в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в июне-декабре 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
По ходатайству истца до принятия решения судом привлечены в качестве ответчика Администрация Приморского края и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, департамент финансов Администрации Приморского края. По ходатайству Администрации Приморского края к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
В порядке статьи 49 АПК РФ истец отказался от исковых требований к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Находки и Министерству финансов РФ и Администрации г. Находки. Суд данный отказ принял и в отношении указанных сторон согласно пункту 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу.
В отношении Администрации Приморского края спор по существу судом рассмотрен.
Решением от 13.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2004, в удовлетворении исковых требований истцу отказано. Судебные акты мотивированы тем, что льготы, предоставленные гражданам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", компенсируются субъектом Федерации за счет федерального бюджета, которые Приморскому краю в 2002 году на реализацию указанного закона не поступали. В связи с чем Администрация Приморского края от ответственности освобождена.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы МУП "Жилкомхоз" г. Находки, в которой заявитель просит отменить их, считая, что суд неполно исследовал все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для рассмотрения спора по существу, и необоснованно освободил Администрацию Приморского края от ответственности, которая не доказала отсутствие своей обязанности по возмещению истцу убытков, связанных с исполнением Федерального закона "О ветеранах".
Также истец считает, что при рассмотрении дела и принятии решения судом нарушены процессуальные нормы, и судебные акты, направленные ему, не подписаны судьями, принимавшими участие в рассмотрении дела.
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца доводы, изложенные в жалобе, поддержали и просили решение и постановление Арбитражного суда Приморского края отменить и направить материалы дела на новое рассмотрение.
Другие участники судебного процесса в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Из материалов дела установлено, МУП "Жилкомхоз" и Управление социальной защиты населения г. Находки заключили 01.06.2002 договор N 7а, в соответствии с которым последнее приняло на себя обязанность по компенсации истцу расходов, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что Управление социальной защиты населения г. Находки ежемесячно производит МУП "Жилкомхоз" перечисление средств по его фактическим затратам в пределах сумм, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете на 2002 год и выделенных ему в течение 5 дней со дня их поступления.
За период с июня по декабрь 2002 года истец предоставил ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, в результате чего у него возникли убытки в сумме 4926100 руб.
Управление социальной защиты г. Находки компенсировало ему 1570000 руб. Поскольку 3356100 руб. МУП "Жилкомхоз" не возмещены, заявлены настоящие исковые требования.
Статья 10 Федерального закона "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (действующим до 07.07.2003), финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001, согласно статей 54-57 которого, данные расходы в составе расходов федерального бюджета на 2002 год не утверждались.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов, и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации согласно Приложению N 11 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Наряду с этим, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2002 N 174-ФЗ (с изменениями на 26.08.2002) в составе расходов бюджета Приморского края за счет собственных средств предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации Федерального закона "О ветеранах" по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно Приложению N 5 к Закону Приморского края от 12.08.2003 N 68-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" указанные средства доведены до муниципального образования в запланированном объеме, вместе с тем не удовлетворили потребность г. Находки по возмещению расходов лицами, предоставившими льготы по жилищно-коммунальным услугам.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Приморскому краю целевым назначением в 2002 году не передавались, суд правомерно отказал истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков за счет казны субъекта Федерации.
Что касается доводов истца, о нарушении судом процессуальных норм в период ведения судебного заседания и принятия судебных актов, то они не подтверждены материалами дела и составленными протоколами судебных заседаний от 13.02.2004 и от 19.04.2004.
Копии судебных актов, направленные сторонам, соответствуют требованиям Инструкции по делопроизводству в арбитражный судах Российской Федерации, утвержденной Приказом Председателя ВАС РФ от 25.03.2004 N 27, а также ранее действовавшей Инструкции, утвержденной 26.03.1996.
Поскольку судебные акты приняты Арбитражным судом Приморского края с соблюдением норм процессуального и материального права, всем изложенным обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, поэтому оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.02.2004 и постановление от 19.04.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6613/03 27-223 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2256
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании