Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 августа 2004 г. N Ф03-А24/04-2/1596
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТКД" на решение от 29.12.2003, постановление апелляционной инстанции от 29.03.2004 по делу N А24-491/03-06 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТКД" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Камчатской области и КАО о признании недействительным в части решения от 13.02.2003 N 06-13/916.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось.
Общество с ограниченной ответственностью "ТКД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Камчатской области и КАО (далее - инспекция по налогам и сборам) от 13.02.2003 N 06-13/916 в части взыскания недоимки по налогу с продаж в сумме 52768 рублей, пеней в сумме 24717 рублей и 10554 рублей штрафа.
Решением суда от 29.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву того, что общество, являясь плательщиком налога с продаж в соответствии с Законом Камчатской области от 26.02.1999 N 31 "О налоге с продаж" (с изменениями и дополнениями), обязано было уплачивать названный налог с сумм, полученных при реализации туристических путевок.
При этом суд указал, что названный Закон Камчатской области подлежит применению, поскольку признанные Постановлением Конституционного Суда РФ N 2-П от 30.01.2001 положения статьи 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не соответствующими Конституции РФ утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года, а спорные правоотношения возникли до этого момента.
Правильность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе общества, которое просит судебные решения отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении требований общества. Доводы жалобы сводятся к тому, что общество, не являясь собственником реализуемых в рамках агентских договоров, туристических путевок, самостоятельно не осуществляло их реализацию, вследствие чего не может быть признано плательщиком налога с продаж. Заявитель кассационной жалобы полагает, что оказывал лишь свои посреднические услуги туристическим компаниям по продаже их путевок, за что получало вознаграждение, с которого и уплачивало налог с продаж.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не приняли.
Инспекция по налогам и сборам письменно известила суд кассационной инстанции о возможности рассмотрения жалобы без участия своего представителя.
Изучив доводы жалобы, проверив законность обжалуемых судебных эв, кассационная инстанция не установила оснований для актов, кассационная инстанция не установила удовлетворения жалобы.
Как видно из установленных судом обстоятельств дела, инспекция по налогам и сборам провела выездную налоговую проверку общества. В числе подвергнутых проверке оказался вопрос о правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога с продаж за период с 01.01.1999 по 31.12.2001.
По результатам проверки составлен акт от 15.01.2003 N 06-13/3, на основании которого налоговым органом вынесено Решение от 13.02.2003 N 06-13/916 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа 20% от неполностью уплаченных сумм налогов, в том числе: по налогу с продаж в сумме 10554 руб. Кроме того, обществу предложено уплатить в срок, установленный в требовании об уплате налогов от 13.02.2003 N 06-14/25, доначисленный этим же решением за 2000-2001 годы налог с продаж в сумме 52768 руб. и соразмерно ему пени.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности и доначисления налога с продаж и пени, как следует из материалов проверки, послужило то обстоятельство, что при реализации за наличный расчет туристических путевок от своего имени обществом исчислен и уплачен налог с продаж только с комиссионного вознаграждения, а не с полной цены туристических путевок. При этом налоговый орган исходил из того, что объектом налогообложения, в данном случае, признается полная стоимость туристических путевок.
Решение налогового органа оспорено обществом в судебном порядке в части доначисления налога с продаж, исчисленных пеней и штрафа.
Рассматривая требования общества, арбитражный суд правильно установил обстоятельства дела, аргументировав свои выводы ссылками на подлежащие применению нормы налогового законодательства.
Плательщиками налога с продаж, согласно статье 2 Закона Камчатской области от 26.02.1999 N 31 "О налоге с продаж в Камчатской области", принятого на основании статьи 20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), являются, в том числе, юридические лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Камчатской области.
Согласно пункту 1 статьи 3 указанного выше Закона Камчатской области объектом налогообложения по налогу с продаж является стоимость товаров, (продукции, работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, в том числе: стоимость услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ).
В соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Как установлено судебными инстанциями и не оспаривается лицами, участвующими в деле, материалами дела подтверждено, что в проверяемый период 2000-2001 г.г. общество, в качестве агента (комиссионера) реализуя туристические путевки на основании агентских договоров с различными туристическими компаниями, осуществляло фактическую продажу туристических путевок от своего имени, выступая как продавец данного товара.
В этой связи арбитражным судом сделан вывод о том, что при реализации путевок общество как продавец выступало от своего имени. Поэтому инспекция по налогам и сборам правомерно сочла, что налог с продаж, как это предписано вышеназванным Законом, подлежит исчислению и уплате с полной цены туристических путевок.
С таким выводом суда следует согласиться, а доводы жалобы как несостоятельные, отклоняются, поскольку они направлены на переоценку установленных судом на основе материалов дела обстоятельств, оценка которым дана по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств.
Постановлением Конституционного Суда РФ N 2-П от 30.01.2001 признаны не соответствующими Конституции РФ положения частей 1, 2, 3 и 4 пункта 3 статьи 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", устанавливающих круг плательщиков налога с продаж, объект налогообложения и льготы при обложении указанным налогом. При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что признанные не соответствующими Конституции РФ положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и во всяком случае утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года.
Федеральным Конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" определено, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента признания их Конституционным Судом РФ таковыми.
Поскольку спорные правоотношения возникли в 2000-2001 г.г., арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что в указанный период общество должно было руководствоваться нормами Закона Камчатской области от 26.02.1999 N 31 "О налоге с продаж в Камчатской области"
При изложенных выше обстоятельствах, судом обеих инстанций правомерно отказано в удовлетворении требований общества о признании Решения налогового органа от 13.02.2003 N 06-13/916 в оспоренной части недействительным, следовательно, решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.12.2003, постановление апелляционной инстанции от 29.03.2004 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-491/03-06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 1 ст. 3 Закона Камчатской области от 26.02.1999 N 31 "О налоге с продаж в Камчатской области" объектом обложения налогом с продаж является стоимость реализуемых товаров, работ, услуг, в том числе стоимость услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы РФ.
По мнению налогового органа, Общество, реализуя на основании агентских договоров с туристическими компаниями, но от своего имени, путевки фактически выступало их продавцом. Поэтому объектом обложения налога с продаж является полная стоимость туристических путевок, а не только комиссионное вознаграждение.
Указанный спор возник из-за различного понимания Обществом и налоговым органом объекта обложения налогом с продаж в рассматриваемой ситуации.
Суд, проанализировав материалы дела, указал, что налог с продаж в данном случае следует исчислять и уплачивать с полной цены туристических путевок.
Согласно ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени, но за счет принципала, обязанным становится агент. В соответствии со ст. 2 Закона Камчатской области N 31, принятого на основании ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", плательщиками налога с продаж являются юридические лица, самостоятельно реализующие на территории области товары, работы, услуги.
Суд отклонил довод Общества о том, что положения ст. 20 Закона РФ N 2118-1, устанавливающие круг плательщиков налога с продаж, объект налогообложения, Постановлением КС РФ от 30.01.2001 N 2-П признаны не соответствующими конституции РФ и применению не подлежат. При этом указал, что Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде РФ" установлено, что положения актов, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента их признания таковыми КС РФ. Учитывая, что спорные отношения имели место в 2000-2001 г.г., суд сделал вывод, что к ним следует применять положения Закона Камчатской области N 31.
Суд поддержал позицию налогового органа, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы Общества отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 августа 2004 г. N Ф03-А24/04-2/1596
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании