Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 октября 2001 г. N Ф03-А51/01-2/1936
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - ОАО "Арсеньевское межрайонное топливо-снабжающее предприятие" - Пекарский К.Д., адвокат по доверенности б/н от 13.01.2001, рассмотрел кассационную жалобу Администрации Муниципального образования г. Арсеньев на решение, постановление от 16.05.2001, 20.07.2001 по делу N А51-2885/01 16-91 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Арсеньевское межрайонное топливо-снабжающее предприятие" к Администрации Муниципального образования г. Арсеньв о признании недействительным постановления.
Открытое акционерное общество "Арсеньевское межрайонное топливо-снабжающее предприятие" (далее - ОАО "АМТСП") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным Постановления Главы муниципального образования г. Арсеньева N 568 от 12.08.1999 "Об установлении розничной цены на уголь, реализуемый населению ОАО "АМТСП" и об обязании органа местного самоуправления привести последующие акты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2001, исковые требования частично удовлетворены. Постановление Главы муниципального образования г. Арсеньева признано недействительным. В остальной части иска производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью арбитражному суду.
В обоснование судебных актов суд обеих инстанции указал, что, принимая обжалуемое постановление, администрация муниципального образования г. Арсеньева превысила свои полномочия, поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством Приморского края ей не предоставлено право устанавливать цены на уголь, реализуемый населению. Регулирование цен на продукцию производственно-технического назначения входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть Администрации Приморского края. В связи с чем постановление Главы муниципального образования противоречит законодательству и нарушает законные права и интересы ОАО "АМТСП".
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация муниципального образования г. Арсеньева подала кассационную жалобу, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции, как принятые с неправильным применением норм материального права, отменить и принять новое решение.
По мнению заявителя жалобы, постановление N 568 было принято в соответствии с Постановлением губернатора Приморского края N 414 от 20.08.1998, в котором главам муниципальных образований края разрешено утверждать конкретные размеры розничных цен на твердое топливо, реализуемое населению.
Более того, ответчик полагает, что постановлением Главы муниципального образования г. Арсеньева не были нарушены права и интересы ОАО "АМТСП", поскольку проект оспариваемого постановления был подготовлен самим акционерным обществом, согласован с управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, финансовым, правовым отделами администрации города, заместителем Главы муниципального образования по экономическим вопросам. Кроме того, оспариваемым постановлением в интересах акционерного общества была установлена почти максимальная цена за 1 тонну твердого топлива.
Отзыв на кассационную жалобу ОАО "АМТСП" не представило, его представитель в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Администрация муниципального образования г. Арсеньева надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Главой администрации муниципального образования г. Арсеньева принято Постановление N 568 от 12.08.1999 "Об установлении розничной цены на уголь, реализуемый населению ОАО "АМТСП", которым утверждена розничная цена за 1 тонну угля в размере 169 рублей 70 копеек. Принимая постановление, глава муниципального образования г. Арсеньева руководствовался Постановлением Губернатора Приморского края N 414 от 20.08.1998 "О розничных ценах на твердое топливо". Данным постановлением утверждены минимальные и максимальные розничные цены на твердое топливо, а, кроме того, установлено, что конкретные размеры розничных цен на уголь утверждаются главами муниципальных образований края.
Правоотношения в области ценовой политики урегулированы Указом Президента РФ N 221 от 28.02.1995 и Постановлением Правительства РФ N 239 от 07.03.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". В частности, в указанных нормативных актах определено, что регулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, право устанавливать тарифы на твердое топливо, дано Администрации Приморского края как исполнительному органу субъекта Российской Федерации. Муниципальное образование г. Арсеньева не является субъектом Российской Федерации, в связи с чем оно не имеет полномочий по регулированию цен на продукцию производственно-технического назначения.
Согласно статье 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив несоответствие акта органа местного самоуправления закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.
Учитывая вышеизложенное, суд обеих инстанций обоснованно признал постановление Главы муниципального образования г. Арсеньева "Об установлении розничной цены на уголь, реализуемый населению ОАО "АМТСП", недействительным как противоречащее законодательству в области ценовой политики, в связи с чем обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.05.2001, постановление апелляционной инстанции от 20.07.2001 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2885/01 16-91 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2001 г. N Ф03-А51/01-2/1936
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании