Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 апреля 2000 г. N Ф03-А51/00-2/537
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - НОУ "АШ" - Пинигина Б.В. - бухгалтер, доверенность, б/н от 01.11.99 г., Гавриловой Е.П. - юрист, доверенность б/н от 01.11.99 г., от ответчика - ИМНС РФ по Первореченскому району г. Владивостока - Фокиной А.А. - начальник юридического отдела, доверенность N 10-юр/46 от 10.01.2000 г., рассмотрел кассационную жалобу Инспекции министерства РФ по налогам и сборам по Первореченскому району г. Владивостока на решение, постановление от 08.12.99 г., 10.02.2000 г. по делу N А51-9558/99 13-247 Арбитражного суда Приморского края, по иску Негосударственного образовательного учреждения "АШ" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Первореченскому району г. Владивостока о признании недействительным постановления N 03-14/90 от 07.09.99 г.
Негосударственное образовательное учреждение "АШ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Инспекции министерства РФ по налогам и сборам по Первореченскому району г. Владивостока (далее - Инспекция МНС РФ по Первореченскому району) о признании недействительным Постановления от 07.09.99 г. N 03-14/90, согласно которому начислены
- налог на пользователей автомобильных дорог - 8085 руб.;
- налог с продажи - 15764 руб.;
- штраф в размере 20% от неуплаченного налога с продаж - 3153 руб.;
- штраф в размере 20% от неуплаченного налога на пользователей автомобильных дорог, подлежащий уплате в территориальный фонд - 1264 руб., в федеральный бюджет - 323 руб.
Решением суда от 08.12.99 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2000 г., исковые требования удовлетворены на том основании, что в соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы освобождаются от уплаты всех видов налогов.
При этом, судебными инстанциям сделан вывод о том, что вышеназванный Закон является законом прямого действия и его нормы применяются независимо от включения их в другие законодательные акты.
Правильность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ответчика, который просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель считает, что льготы по налогам могут предоставляться только на основании налогового законодательства, а Федеральный закон "Об образовании" не может служить правовым основанием для освобождения образовательных учреждений от уплаты налогов.
В отзыве на кассационную жалобу Негосударственное образовательное учреждение "АШ" указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в связи с чем просит их оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, относительно неправильного применения судом норм материального права: части 3 статьи 40 ФЗ "Об образовании". При этом, представитель ответчика уточнил, что выводы суда о том, что доход полученный истцом, реинвестирован в данное образовательное учреждение, им не оспариваются.
Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено материалами дела, Госналогинспекцией по Первореченскому району проведена камеральная проверка налоговых деклараций, представленных Негосударственным образовательным учреждением "АШ", по налогу с продаж за 2 квартал 1999 г., по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1 полугодие 1999 г.
По результатам проверки составлен акт от 07.09.99 г. N 03-14/90 и вынесено Постановление от 07.09.99 г. N 03-14/90 о начислении налога на пользователей автомобильных дорог, налога с продаж и применении ответственности за совершение налоговых правонарушений в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что "АШ" в соответствии с Уставом является негосударственным образовательным учреждением, имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности в области основного, среднего (полного) общего и дополнительного образования, выданную Управлением народного образования Администрации Приморского края 28.03.97 г. сроком на 5 лет.
Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона от 13.01.96 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", образовательные учреждение независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Пунктом 3 статьи 47 этого же Закона предусмотрено, что деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных его уставом работ и услуг относится к предпринимательской деятельности лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что полученный Негосударственным образовательным учреждением "АШ" доход от реализации услуг полностью реинвестирован истцом непосредственно в данное образовательное учреждение.
Следовательно, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для начисления налога на пользователей автомобильных дорог и налога с продаж.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд обоснованно признал недействительным Постановление от 07.09.99 г. N 03-14/90 Инспекции МНС РФ по Первореченскому району, в связи с чем решение и постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения.
Правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанций, у суда кассационной инстанции отсутствуют, так как статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в третьей инстанции.
Доводы заявителя жалобы о том, что ФЗ "Об образовании" не может служить правовым основанием для освобождения истца от уплаты налогов юридически несостоятельны, так как норма части 3 статьи 40 данного Федерального закона, предусматривающая налоговую льготу, регулирует налоговые правоотношения и, следовательно, входит в систему налогового законодательства, поэтому ее применение не противоречит части первой Налогового кодекса Российской Федерации (статье 1).
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 08.12.99 г., постановление апелляционной инстанции от 10.02.2000 г. по делу N А51-9558/99 18-247 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 апреля 2000 г. N Ф03-А51/00-2/537
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании