Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 апреля 2000 г. N Ф03-А51/00-2/548
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - УП "ПЭ" - Кимасов В.А. - директор, Нинитченко А.Н. - представитель, доверенность N 112 от 24.04.2000 г., от ответчика - ИМНС РФ по Надеждинскому району - Вершинина Т. главный госналогинспектор, доверенность N 2543 от 24.04.2000 г., Сергеева О.А. - специалист, доверенность N 625 от 08.02.2000 г., Федорова Л.А., специалист 1 категории, доверенность N 629 от 08.02.2000 г., рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Надеждинскому району на решение, постановление от 22.12.99 г., 17.02.2000 г. по делу N А51-10997/99 18-299 Арбитражного суда Приморского края, по иску Федерального государственного унитарного геологического предприятия "ПЭ" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Надеждинекому району о признании недействительным частично постановления.
Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие "ПЭ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным постановления Инспекции министерства РФ по налогам и сборам по Надеждинскому району в части доначисления налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа.
Решением суда от 22.12.99 г. исковые требования удовлетворены. Доначисление налога на добавленную стоимость, пеней за задержку его уплаты и штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость признано незаконным. Свое решение суд обосновал ссылкой на подпункт "з" пункта 10 Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в соответствии с которой бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2000 г. решение суда оставлено без изменения по тем же основаниям.
Инспекция министерства РФ по налогам и сборам по Надеждинскому району, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции, подала кассационную жалобу, в которой просит принятые с нарушением норм материального права судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Жалоба обоснована тем, что статьей 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" к объектам налогообложения, в частности, отнесены обороты по реализации на территории РФ выполненных работ. Поскольку, полагает ответчик, согласно пункта 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и пункта 9 Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", в облагаемый оборот включаются любые полученные предприятием денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), стоимость выполненных за счет средств целевого бюджетного финансирования работ подлежит включению в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "пункта 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" следует читать как "статье 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"
По мнению инспекции, денежные средства, поступающие из бюджета на финансирование целевых программ и мероприятий в момент их зачисления на счета предприятий, выполняющих эти программы и мероприятия, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Однако стоимость выполненных в счет такого финансирования работ облагается налогом на добавленную стоимость.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы и требования кассационной жалобы.
Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие "Пэ" просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, так как судебные акты приняты в соответствии с действующим законодательством.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией министерства РФ по налогам и сборам по Надеждинскому району была проведена документальная проверка Федерального государственного унитарного геологического предприятия "ПЭ" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.97 г. по 01.07.99 г.
Проверкой установлены нарушения налогового законодательства, в том числе недоплата в бюджет налога на добавленную стоимость. Недоплата образовалась вследствие того, что истец не включал в оборот и соответственно не облагал налогом на добавленную стоимость стоимость геологоразведочных работ, выполненных по государственным контрактам за счет средств целевого бюджетного финансирования.
В связи с чем инспекцией принято постановление о взыскании с ответчика налога на добавленную стоимость, доначисленного на средства целевого бюджетного финансирования, пеней за просрочку его уплаты и штрафа за неполную уплату налога.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали недействительными подпункт "б" пункта 2.1 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 299288,7 руб., доначисленного на средства целевого бюджетного финансирования подпункт "в" пункта 2.1 о взыскании пеней за просрочку уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 92563,16 руб. и пункт 1.1. в части взыскания штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 60457 руб., оспариваемого постановления.
Подпунктом "з" пункта 10 Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" к оборотам, не облагаемым налогом на добавленную стоимость, отнесены бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятии. Судом установлено и не опровергается ответчиком, что спорные суммы получены истцом из бюджета для выполнения целевых программ и использованы по целевому назначению. Следовательно, и выполненные за счет этих средств работы, не подлежат включению в налогооблагаемый оборот. Выполнение таких работ не создает добавленной стоимости, которая является необходимым условием взимания налога на добавленную стоимость, поскольку такие операции не являются производственно-коммерческой деятельностью.
Таким образом, вывод судебных инстанций о неправомерном доначислении инспекцией налога на добавленную стоимость на бюджетные средства, полученные истцом на выполнение целевых программ по государственным контрактам, и обоснованности исковых требований, соответствует закону и материалам дела. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.12.99 г. и постановление апелляционной инстанции от 17.02.2000 г. Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10997/9 18-299 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 апреля 2000 г. N Ф03-А51/00-2/548
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании