Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 августа 2004 г. N Ф03-А73/04-1/2215
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, от истца: Бутков А.М. - руководитель, Хусанов В.Г. - начальник отдела по нормативно-правовым и кадровым вопросам (доверенность N 4 от 05.01.2004), Смывалов А.А. - заместитель начальника (доверенность N 19 от 10.09.2003), от ответчика: Маринченко Л.А. - начальник отдела финансирования (доверенность N 19-11/1595 от 03.08.2004), Колотыгина З.А. - главный специалист (доверенность N 19-12/1314 от 05.09.2002), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на постановление от 05.05.2004 по делу N А73-984/2004-34 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Хабаровской специализированной морской инспекции к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 765487 рублей.
В соответствии со статьей 176 АПК РФ изготовление Хабаровская специализированная морская инспекция Министерства природных ресурсов Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 765487 рублей утвержденных и не перечисленных истцу средств краевого бюджета.
Определением суда от 24.03.2004 производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2004 определение суда отменено и дело направлено на рассмотрение в суд первой инстанции на том основании, что возникший между сторонами спор носит экономический характер.
Не согласившись с постановлением суда, Министерство финансов Хабаровского края обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда, как незаконное, противоречащее материалам дела.
В судебном заседании представители ответчика жалобу поддержали.
В представленном отзыве и через своего представителя в заседании суда Хабаровская специализированная морская инспекция выразила несогласие с доводами кассационной жалобы, считая их несостоятельными, просит постановление суда оставить без изменения. Истец указывает на то, что спорные денежные средства являются поступлениями от осуществления Спецморинспекцией природоохранной деятельности, и между сторонами отсутствуют бюджетные правоотношения, поскольку финансирование ее деятельности осуществляется из федерального бюджета.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции суда следует отменить, оставив в силе вынесенное по делу определение в связи со следующим.
Пунктом 5 Закона Хабаровского края от 28.05.2002 N 25 "О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" установлено, что штрафы, иски и суммы конфискаций, налагаемые и взимаемые Хабаровской специализированной морской инспекцией, зачисляются в доход краевого бюджета.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Пункт 5 статьи 1 Закона Хабаровского края от 28.05.2002 N 25
Указанное соответствует статье 52 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), в соответствии с которой штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации. Кроме того, согласно данной статье средства, поступившие в бюджет субъекта, используются на реализацию территориальных программ, мероприятия, направленные на охрану и воспроизводство окружающей природной среды.
Так, вышеназванным законом Хабаровского края специализированная морская инспекция включена в ведомственную классификацию расходов бюджета как получатель средств краевого бюджета, с установленным лимитом бюджетных обязательств 3500000 рублей.
Денежные средства, поступившие в доход краевого бюджета в 2002 году от деятельности Спецморинспекции, составили 2988024 руб., в то время как Хабаровской морской инспекции с текущего счета краевого бюджета перечислено 1326129 руб. Полагая, что на ответчике лежит обязанность по возврату 70% поступивших от Спецморинспекции денежных средств, истец заявил настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что по существу исковые требования направлены на взыскание в судебном порядке денежных средств получателем бюджетных средств в связи с недофинансированием, что предусмотрено ст. 238 БК РФ. Поскольку действие указанной статьи в спорный период приостановлено, а в соответствии со ст. 27 АПК РФ данный спор не может быть отнесен к подведомственности арбитражных судов, производство по делу правомерно прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии между сторонами бюджетных правоотношений не соответствует установленным по делу обстоятельствам и статье 1 Бюджетного кодекса РФ, относящей к бюджетным правоотношениям отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Подлежат отклонению и доводы истца о том, что спорные денежные средства представляют собой поступления от осуществления им природоохранной деятельности и не являются средствами краевого бюджета, как противоречащие нормам ст. 52 ФЗ "О животном мире", п. 5 дополнений в Закон Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год", Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего положения о доходах бюджетов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Пункт 5 статьи 1 Закона Хабаровского края от 28.05.2002 N 25
В соответствии с положением о Хабаровской специализированной инспекции, истец является органом государственного контроля, в полномочия которого входит наложение и взимание сумм штрафов и исков с нарушителей природоохранного законодательства. Указанные средства согласно перечисленным выше законам поступают в доход бюджета субъекта федерации. Перечисляемые Хабаровской спецморинспекции в соответствии с расходной частью краевого бюджета средства, в свою очередь, не являются поступлениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности истца. Его доводы о внебюджетном характере средств, перечисляемых их краевого бюджета, несостоятельны.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что настоящий спор возник в рамках бюджетных правоотношений и неподведомственен арбитражному суду, в связи с чем производство по делу прекращено правомерно.
Руководствуясь статьями 286-289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 05.05.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-984/2004-34 (АИ-1/475-4) отменить. Оставить в силе определение суда от 24.03.2004 по этому же делу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 августа 2004 г. N Ф03-А73/04-1/2215
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании