Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 октября 2004 г. N Ф03-А73/04-2/2313
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Межрайонной ИМНС России N 1 по Амурской области - Сайганова К.Г., специалист Г категории юридического отдела по доверенности N 04-30/42 от 10.06.2004, от: ГУ "КД" - Коломиец А.В., начальник отдела правового обеспечения по доверенности N 31/490 от 04.02.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Амурской области на решение от 29.03.2004 по делу N А73-4564/2003-23 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Амурской области к Государственному учреждению "КД" о взыскании 33925 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2004 года.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Амурской области обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с Государственного учреждения "КД" (далее - региональное пограничное управление) налоговых санкций в сумме 33925 руб.
Определением от 15.05.2002, согласно положениям статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело передано на рассмотрение Арбитражного суда Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.09.2003, заявленные требования удовлетворены в сумме 500 руб., так как суд применил пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.12.2003 оба судебных акта отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Решением суда от 29.03.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что штраф в сумме 325 руб., начисленный в соответствии со статьей 123 НК РФ, региональным пограничным управлением уплачен в добровольном порядке, а штраф, предусмотренный статьей 126 НК РФ, взысканию не подлежит, так как отсутствует вина регионального пограничного управления в непредставлении документов, запрошенных Межрайонной ИМНС РФ N 1 по Амурской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган).
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит отменить решение суда в части отказа во взыскании штрафа по статье 126 НК РФ в связи с допущенным судом нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в заседании суда кассационной инстанции, предусмотренный Налоговым кодексом РФ (пункт 2 статьи 230) порядок предоставления сведений о доходах, выплаченным военнослужащим, не устанавливает каких-либо исключений для организаций, относящихся к силовым структурам. Кроме того, Федеральная пограничная служба России не относится к органам, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах.
В отзыве на кассационную жалобу, в заседании суда региональное пограничное управление отклоняет требования заявителя кассационной жалобы, считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене либо изменению обжалуемого решения Арбитражного суда Хабаровского края.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка войсковой части 2068, входящей в состав регионального пограничного управления. Результаты проверки отражены в акте N 228-11 от 30.09.2002, на основании которого налоговым органом принято решение N 165-11 от 28.10.2002 (с учетом изменений от 24.01.2003) о привлечении регионального пограничного управления к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскании штрафа в суммах 325 руб. и 33600 руб. соответственно. Кроме того, данным решением предложено налоговому агенту уплатить налог на доходы физических лиц и соответствующие пени.
В адрес регионального пограничного управления (в/ч 2068) выставлено требование N 157-11 от 28.10.2002 об уплате недоимки, пени и штрафов в срок до 10.11.2002. Так как в добровольном порядке штрафные санкции уплачены не были, налоговый орган обратился за их взысканием в судебном порядке.
В части отказа во взыскании штрафа в сумме 325 руб. по статье 123 НК РФ решение суда является законным и обоснованным, так как региональное пограничное управление платежным поручением N 57 от 27.11.2002 уплатило данный штраф в полном объеме, признав требования налогового органа. В данной части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В части отказа во взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, решение суда также является законным и отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, сведения о доходах, выплаченных в/ч 2068 в 2001 году военнослужащим и индивидуальным предпринимателям, были запрошены Межрайонной инспекцией МНС РФ N 1 по Амурской области (где состоит на учете региональное пограничное управление по месту нахождения обособленного подразделения - в/ч 2068), не имеющей лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Наличие данной лицензии у вышестоящего налогового органа - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Амурской области - не является основанием для направления данных сведений в Межрайонную ИМНС РФ N 1 по Амурской области.
Арбитражный суд Хабаровского края пришел к правомерному выводу о том, что сведения о доходах, выплаченных войсковой части, относятся к государственной тайне.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон "О государственной тайне") предусмотрено, что Президент Российской Федерации наделен правом утверждения представленного Правительством РФ Перечня должностных лиц, наделяемых полномочиями по отнесению сведений, относящихся к государственной тайне, а также Перечня сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с Перечнем должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержденным Распоряжением Президента РФ от 17.01.2000 N 6-рп (с изменениями от 26.09.2000, 19.06.2001, 14.02.2002), директор ФПС России наделен полномочиями по отнесению сведений к категории содержащих государственную тайну.
Директором ФПС России издан Приказ от 17.08.2002 N 0200 "Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию Пограничной службой Российской Федерации". Согласно пункту 10.8 данного Приказа, засекречиванию подлежат сведения за соединение и в/часть о выплате денежного содержания военнослужащих, раскрывающие штатную численность.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ "О государственной тайне" передача сведений, составляющих государственную тайну, между органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, не состоящими в отношении подчиненности и не выполняющими совместных работ, осуществляется с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого, в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, находятся эти сведения.
Из материалов дела следует, что непредставление сведений о доходах военнослужащих связано с указаниями Федеральной пограничной службы России от 01.02.2002 и 27.03.2002 о непредставлении в налоговый орган сведений о доходах военнослужащих за 2001 год.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что органы ФПС России не относятся к органам, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах, является правомерным. Следовательно, у суда отсутствовали основания для применения статей 109 и 111 НК РФ.
Вместе с тем, так как данные сведения отнесены в установленном законом порядке к секретным, органы государственной власти, в том числе налоговые органы, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Следовательно, представление данных сведений должно осуществляться в особом порядке. Так как данный порядок инспекцией по налогам и сборам соблюден не был, то у регионального пограничного управления отсутствовали основания для направления сведений о доходах, выплаченных военнослужащим за 2001 год. Следовательно, отсутствовали и основания для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Не было оснований у налогового органа и для привлечения регионального пограничного управления к ответственности по указанной выше норме права и за непредставление сведений о доходах, выплаченных за 2001 год индивидуальным предпринимателям (33 человека), так как данная категория налогоплательщиков самостоятельно уплачивает налог на полученные ими в ходе осуществления предпринимательской деятельности доходы.
При указанных выше обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта не имеются.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.03.2004 по делу N А73-4564/2003-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с регионального пограничного управления ФСБ РФ штрафа по ст.126 НК РФ за непредставление сведений о доходах, выплаченных военнослужащим.
Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию налогового органа. Кассационная инстанция отменила принятые судебные акты и направила дело на новое рассмотрение. При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований налогового органа ввиду отсутствия вины пограничного управления в непредставлении запрашиваемых документов. Не согласившись с данным решением суда, налоговая инспекция обратилась в кассационную инстанцию.
При рассмотрении комментируемого дела федеральный арбитражный суд исходил из того, что в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17.01.2000 г. N 6-рп директор ФПС РФ относится к должностным лицам, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
В то же время на основании приказа директора ФПС РФ от 17.08.2002 N 0200 подлежат засекречиванию сведения за воинскую часть о выплате денежного содержания военнослужащих, раскрывающие штатную численность.
Именно на основании данного правового акта, а также иных указаний ФПС РФ действовало пограничное управление, отказывая налоговой инспекции в предоставлении сведений о доходах военнослужащих. Учитывая, что пограничное управление обязано было соблюдать данные указания, в его деянии отсутствует вина, что согласно ст.109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В то же время суд поддержал довод налогового органа о том, что ФПС РФ не входит в число органов, уполномоченных давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Руководствуясь вышеизложенным, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 октября 2004 г. N Ф03-А73/04-2/2313
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании