Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 сентября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2744
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: юрист Прасков М.С. по доверенности N б/н от 16.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Азимут" на решение от 12.03.2004, постановление от 14.05.2004 по делу N А04-5644/03-7/61 Арбитражного суда Амурской области, по иску Благовещенского лесхоза Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Амурской области к ГУП "Азимут", третьи лица: ГУ "Амурупрадор", МП "Зеленстрой", Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Благовещенского района, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Благовещенска о взыскании 262221 руб. 74 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 14.09.2004.
Благовещенский лесхоз Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Амурской области обратился в Арбитражный суд Амурской области с иском к государственному унитарному учреждению "Азимут" о взыскании 262221,74 руб. в возмещение ущерба, причиненного лесному фонду незаконной рубкой леса в кварталах 84, 89, 93, 95, 97 Городского лесничества Благовещенского лесхоза.
Определениями от 19.01.2004, от 16.02.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены МП "Зеленстрой", ГУ управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор", Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Благовещенского района и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Благовещенска.
Решением от 11.03.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 14.05.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд счел лесхоз полномочным лицом для осуществления контроля за лесопользованием на территории зеленой зоны г. Благовещенска и предъявления настоящего иска, а также на основании представленных истцом материалов дела счел доказанными факт и объем незаконной рубки, совершенной ответчиком.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, ГУП "Азимут" в своей кассационной жалобе просит их отменить и отказать Благовещенскому лесхозу в иске.
В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на ст.ст. 7, 10 Лесного кодекса РФ приводит доводы о том, что городские леса не входят в лесной фонд и в период обнаружения лесонарушения Благовещенский лесхоз не был наделен полномочиями по ведению лесного хозяйства в городских лесах г. Благовещенска, поскольку закон Амурской области N 253-03 "О ведении лесного хозяйства, использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях городских поселений", предоставляющий истцу такие полномочия, вступил в законную силу с 09.11.2003.
Считает, что при отсутствии полномочий ведения лесного хозяйства в городских лесах, Благовещенский лесхоз мог осуществлять только государственный контроль и являлся органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
Поэтому полагает, что протокол о лесонарушении от 21.10.2003 является протоколом об административном правонарушении, влекущим ответственность по нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, ответчик настаивает на том, что в силу абз. 1 и 3 п. 26 "Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов", утвержденных приказом Министерства природных ресурсов 12.08.2003 N 729, у него имелось право на оформление лесорубочного билета в течение месяца со дня начала рубки.
Представитель ГУП "Азимут" в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Благовещенский лесхоз и ГУП "Амурупрадор" заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия их представителей, которые в силу ст. 156 АПК РФ подлежат удовлетворению.
ГУП "Амурупрадор" в отзыве на кассационную жалобу поддержал позицию ГУП "Азимут".
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив законность принятых по делу решения и постановления, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, 02 октября 2003 государственное унитарное предприятие "Азимут" в кварталах 84, 89, 93, 95, 97 Городского лесничества в лесах 1 группы, относящихся к зеленой зоне г. Благовещенска, без лесорубочного билета произвело вырубку древесно-кустарниковой растительности для прокладки визира автомобильной дороги "Подъезд к с. Верхнеблаговещенское".
По данному факту уполномоченным лицом лесхоза составлен протокол о лесонарушении N 12 от 21.10.2003. Приглашенный для составления протокола и извещенный надлежащим образом представитель ответчика не явился.
Определение объема вырубленной древесины и размера ущерба произведено истцом на основании ведомостей перечета срубленных и поврежденных деревьев с указанием пород деревьев в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации". Согласно составленного лесхозом расчета сумма ущерба составила 262221 руб. 71 коп.
Ввиду того, что претензия от 22.10.2003 о возмещении ущерба оставлена ГУП "Азимут" без внимания, ФГУ Благовещенский лесхоз обратилось с настоящим иском.
Суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из положений ст. 111 Лесного кодекса РФ, обязывающих юридические лица возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из приложения к протоколу N 12 от 21.10.2003 незаконная рубка совершена ГУП "Азимут" в лесах, расположенных на землях городских поселений, которые в силу ст. 19 ЛК РФ в лесной фонд не входят.
В силу ст. 133 Лесного кодекса РФ в городских лесах, предназначенных для отдыха населения, запрещено осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов. Допускается лишь проведение в указанных лесах рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок. Государственный контроль лесопользования в городских лесах осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральным органом управления лесным хозяйством и специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
В соответствии с Положением о ФГУ "Благовещенский лесхоз", утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ N 841 от 16.12.2002, лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством и специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации.
В силу п. 1, п. 9.18 указанного Положения Благовещенский лесхоз осуществляет в установленном порядке государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда Российской Федерации, а также за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, не входящих в лесной фонд, и за использованием, охраной, защитой древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, транспорта, водного фонда и на землях иных категорий.
Исходя из изложенного, суд правомерно признал за Благовещенским лесхозом право на ведение лесного хозяйства в городских лесах, а таким образом, и его право на иск.
Согласно ст. 42 Лесного кодекса РФ осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. В противном случае лесопользователь является нарушителем лесного законодательства и обязан возместить ущерб.
Поскольку ГУП "Азимут" осуществляло вырубку без лесорубочного билета, поэтому суд правомерно взыскал с последнего ущерб на основании ст.ст. 42 ЛК РФ, 1064 ГК РФ в соответствии с расчетом, произведенным истцом согласно Постановлению Правительства N 388 от 21.05.2001.
При рассмотрении спора суд полно и всесторонне исследовал представленные доказательства и доводы сторон, в том числе и аналогичные изложенным в кассационной жалобе, дал им соответствующую обстоятельствам дела, правовую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.05.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-5644/03-7/61 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 сентября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2744
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании