Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 июня 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1560
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 1 по Хабаровскому краю на определение от 26.02.2004 по делу N А73-495к/2003-39(А73-10237/2001-23Б) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Межрайонной инспекцией МНС России N 1 по Хабаровскому краю о включении требований в реестр требований кредиторов ГАП "Н".
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 29.06.2004.
Определением от 02.04.2002 арбитражный суд ввел в отношении государственного предприятия "Н" (далее - общество, должник) внешнее управление.
В связи с разногласиями по размеру требований по обязательным платежам, возникшими между должником и Межрайонной инспекцией МНС России N 1 по Хабаровскому краю (далее - налоговая инспекция), последняя 01.12.2003 обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила включить в реестр требований кредиторов общества в четвертую очередь ее требования на сумму 268362373 руб. 31 коп. (96519494 руб. 55 коп. - недоимка, 165357348 руб. 20 коп. - пени, 6456521 руб. 56 коп. - штраф).
Определением от 26.02.2004 арбитражный суд оставил данное заявление без удовлетворения на основании ст. 75 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 N 6-ФЗ (далее - Закон о банкротстве 1998 г.).
В апелляционном порядке законность и обоснованность определения не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить определение от 26.02.2004 как принятое по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим значение для дела, принять новый судебный акт о включении требований налоговой инспекции на сумму 281100444 руб. в реестр требований кредиторов общества.
В обоснование жалобы заявитель сослался на необоснованность выводов арбитражного суда о непредъявлении им требований к должнику, которые, как он полагает, заявлены 20.02.2003. Считает, что внешний управляющий необоснованно включил в реестр требований кредиторов общества требования по текущим платежам.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого определения, Федеральный арбитражный суд считает его подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии со ст. 75 Закона о банкротстве 1998 г. в ходе внешнего управления кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику. Данные требования рассматриваются внешним управляющим, который по результатам рассмотрения этих требований вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов и о результатах рассмотрения заявленных требований уведомляет кредитора. В свою очередь кредитор вправе заявить в арбитражный суд свои возражения по результатам рассмотрения внешним управляющим его требований. Требования, по которым не заявлено таких возражений в установленный срок, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые установлены внешним управляющим.
Оставляя без удовлетворения спорное заявление, арбитражный суд исходил из того, что налоговая инспекция свои требования к должнику, обоснованные ссылкой на соответствующие документы, не заявляла. В связи с чем размер обязательных платежей, подлежащих включению в реестр требований кредиторов общества, определен внешним управляющим на основании данных бухгалтерского учета должника.
При этом, арбитражный суд установил, что предметом данного судебного разбирательства являются возражения налоговой инспекции по результатам рассмотрения ее требований к должнику (л.д. 120).
Между тем, как следует из материалов дела, арбитражный суд неоднократно предлагал налоговой инспекции уточнить свои требования по заявлению и их правовое обоснование (л.д. 23, 34).
В письме от 03.02.2004 N 1151, адресованном арбитражному суду, налоговая инспекция обосновала свои требования ссылкой на ст. 55 Закона о банкротстве 1998 г. (л.д. 40).
В соответствии с данной нормой права арбитражный суд рассматривает жалобы кредиторов о нарушении их прав и интересов, в том числе касающиеся размера их требований к должнику.
Однако данное требование не было предметом рассмотрения арбитражного суда, в связи с чем обжалуемое определение подлежит отмене как принятое с нарушением норм процессуального права.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует дать оценку заявленным налоговой инспекцией требованиям с учетом ее письма от 03.02.2004 N 1151 и рассмотреть эти требования в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение от 26.02.2004 по делу N А73-495к/2003-39 (А73-10237/2001-23Б) Арбитражного суда Хабаровского края отменить и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июня 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1560
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании