Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 декабря 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2608
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика Правительства Хабаровского края - Демчук Л.Н., главный специалист отдела по доверенности N 8.28-528 от 25.01.2002, Пономарева Г.М., начальник отдела по доверенности N 8.28-1824 от 18.03.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Хабаровского края на решение от 07.10.2002 по делу N А73-7177/2002-40 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края о признании недействительным в части нормативного акта.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 18.12.2002.
Прокурор Хабаровского края обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о признании недействительным пункта 1 Постановления губернатора Хабаровского края N 298 от 17.06.2002 "О комплексе мер по упорядочению и контролю за оборотом алкогольной продукции на территории края".
Решением суда от 07.10.2002 исковые требования удовлетворены. По мнению суда, пункт 1 оспариваемого Постановления принят с нарушением Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которым субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по утверждению цен на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
В кассационной жалобе Правительство Хабаровского края просит принятый по делу с нарушением норм материального права судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на статьи 6, 23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", предоставляющие право субъекту Российской Федерации устанавливать и осуществлять меры по упорядочению закупок, поставок и розничной продажи алкогольной продукции. Утверждение региональной энергетической комиссией - комитетом по политике цен Правительства Хабаровского края отпускных цен на водку и спирт питьевой, как считает податель жалобы, является мерой по упорядочению поставок и розничной торговли алкогольной продукции.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы и требования кассационной жалобы.
Прокурор Хабаровского края извещен в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей ответчика, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, пунктом 1 Постановления губернатора Хабаровского края от 17.06.2002 N 298 "О комплексе мер по упорядочению и контролю за оборотом алкогольной продукции на территории края" установлено, что на закупаемую организациями торговли и общественного питания независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями водку, спирт питьевой отечественного и импортного производства за пределами края, утверждаются отпускные цены региональной энергетической комиссией - комитетом цен Правительства края. При этом уровень утверждаемых отпускных цен не должен быть ниже уровня цен, сложившихся на производимые в крае водку и спирт питьевой.
Оспаривая постановление губернатора в указанной части, прокурор утверждает, что данный пункт постановления противоречит закону, так как издан с превышением полномочий субъекта Российской Федерации в вопросах ценовой политики.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований суд правомерно исходил из того, что основы ценовой политики в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Основным законом, регулирующим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В соответствии со статьей 5 названного Закона регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию относится к предмету ведения Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 07.03.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" право регулирования цен на водку, этиловый спирт, производимые на территории Российской Федерации предоставлено Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти. Таким образом, субъекты Российской Федерации таким правом не обладают.
Довод ответчика о том, что утверждение цен не является способом регулирования цен, а относится к мерам по упорядочению поставок и розничной торговли алкогольной продукции, предусмотренным статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" неоснователен, так как ценовая политика статьей 71 Конституции РФ отнесена к компетенции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции соответствует закону, материалам дела и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.10.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7177/2002-40 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 07.03.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" право регулирования цен на водку, этиловый спирт, производимые на территории Российской Федерации предоставлено Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти. Таким образом, субъекты Российской Федерации таким правом не обладают.
Довод ответчика о том, что утверждение цен не является способом регулирования цен, а относится к мерам по упорядочению поставок и розничной торговли алкогольной продукции, предусмотренным статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" неоснователен, так как ценовая политика статьей 71 Конституции РФ отнесена к компетенции Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 декабря 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2608
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании